Уверена, что нет в нашей стране женщины 40+, которая бы ни разу не смотрела фильм С. Говорухина «Благословите женщину» и не умилялась юной очаровательной Светланой Ходченковой. А между тем историю эту уважаемый режиссер не выдумал, а прочитал в повести И.Грековой «Хозяйка гостиницы», вот только акценты режиссер-мужчина расставил по-своему.
Мало кому известно, что повесть эту И.Грекова написала практически «на слабО»:
- А что же, Елена Сергеевна, - сказали ей как-то в компании литераторов – все Ваши героини как под копирку списаны с Вас самой, может быть, пора уже сменить репертуар?
То, что получилось, (на взгляд рядового читателя – прекрасная, душевная вещь) автора категорически не устроило: она считала свою героиню примитивной, плоской мещаночкой, бесплатным приложением к властному мужу. Фильма она не увидела – умерла за год до его выхода на экран.
Так что же это была за личность, Елена Сергеевна Вентцель, известная читателю под псевдонимом И.Грекова?
Известная в научных кругах под фамилией мужа, Д.А. Вентцеля, тоже ученого и еще генерала. Леночка Долгинцева, родившаяся 8 марта 1907 года в Ревеле в семье учителя математики.
Часто, кстати, приходится сталкиваться с вариантом, когда ее называют Ирина Грекова – кому это пришло в голову? Псевдоним происходит от слова «игрек», то есть фактически она – Игрекова, потому что прежде всего Е.С. Вентцель -
1. Профессор математики
Математика стала частью жизни еще в ее детстве, когда отец, Сергей Фёдорович, считая, что высшая математика проще элементарной, занимался ею с восьмилетней дочерью, определив тем самым всю ее дальнейшую жизнь.
В шестнадцать лет – математический факультет Петроградского университета, затем – переезд в Москву и работа в военно-воздушной академии имени Жуковского.
Но что-то мешало полностью посвятить себя любимому делу, каковым была прикладная математика, а точнее - теория вероятности. Кстати говоря,
учебник по теории вероятностей, написанный ею,
долгое время считался лучшим и пользовался большой популярностью не только в научных, но и в публичных библиотеках у желающих, скажем, выиграть в «Спортлото».
Наверное, даже очень честолюбивая женщина ощутила бы себя профессионально полностью востребованной, но только не Елена Сергеевна. Была настоятельная необходимость выразить себя и в другой ипостаси –
2. Литератор
«В нашей семье традиционным был и интерес к литературе, все мы что-то писали. Писать я начала очень рано, печататься — поздно… внешне я была прирожденным математиком. А внутренне я больше тянулась к литературе. Так и сложилась моя дальнейшая жизнь — между математикой и литературой. Думаю, популярность моих учебников и монографий связана с тем, что они написаны, так сказать, «пером романиста».
Кто знает, решилась бы она в конце концов печататься, но
в дело вмешался случай.
Женой ее сына Александра стала дочь писательницы Фриды Вигдоровой, с которой Елена Сергеевна вскоре сблизилась и подружилась. И дала ей почитать рассказ «Хозяева жизни» - один из первых.
Было самое начало шестидесятых, и рассказ был совершенно непроходной – печатать его никто бы не осмелился, потому что речь в нем идет о судьбе репрессированных после убийства Кирова ленинградцев. Но, поскольку «в стол» Елена Сергеевна писала в течение многих лет, в этом столе нашлось и еще кое-что.
После долгих раздумий выбор пал на рассказ «За проходной», и вот его-то Ф.А. Вигдорова и отнесла в «Новый мир», которым в том время руководил Твардовский.
Вот как описывает историю возникновения псевдонима А.А. Раскина в книге «Моя свекровь»:
«Когда «За проходной» всё же собрался Твардовский печатать, встал вопрос о псевдониме. Е.С. с самого начала решила жёстко разграничить эти две свои ипостаси – писателя и ученого (причем преподавателя военной академии). Сидели дома, в столовой и всей семьей ломали голову над этой проблемой. Шли от имени Елена. Еленина? Еленская? Таня Вентцель вспомнила троянскую Елену и говорит: Елена Грекова? И тут-то Е.С. вдруг воскликнула: «Игрекова!» И сразу стало ясно, что так тому и быть».
"В России нужно жить долго", -
так совершенно правильно говорил Корней Чуковский.
И ближе к концу 20 века все-таки довелось Елене Сергеевне увидеть свои книги напечатанными: рассказ «Хозяева жизни» стал известен читателю спустя 28 лет после написания (в 1988 г.), а роман «Свежо предание» о судьбах евреев при сталинском режиме пролежал в столе «тридцать лет и три года и был издан в 1995. О повести «Фазан» я писала здесь.
Помимо «Хозяйки гостиницы», были экранизированы ее «Кафедра», где профессора Завалишина сыграл прекрасный Андрей Попов, и «Вдовий пароход», который еще и шел в виде спектакля на сцене театра имени Моссовета в течение долгого времени, одну из центральных ролей в нем играла Ольга Остроумова.
Удивительно, что книги И.Грековой совсем не устаревают. Точнее – это естественно, что не устаревают. Потому, что они – о вечных ценностях. В них нет ни капли политики, ни малейшей попытки заигрывания со временем, ни заискивания перед теми, кто решает, печатать ли вещь или порезать ее в угоду сиюминутной конъюнктуре.
Проверено мной лично – я перечитываю написанные ею рассказы и повести уже в течение лет сорока, и мое восхищение ими остается неизменным.
#persona grata рт