Обоснование такой позиции лежит в основе моего опыта работы с разными государственными заказчиками, слабыми и сильными.
Уровень подготовки сотрудников технического заказчика можно определить по комплекту исходно-разрешительной документации: читайте в статье "Порядок подготовки ИРД на объектах культурного наследия".
Но сейчас не об этом.
Всплывающие айсберги
Проектирование всегда считалось высокорискованной деятельностью и остаётся ею и дальше. Некоторые вопросы, например такие как согласование мероприятий по защите или перекладке инженерных сетей с их владельцами и, связанные с этим сопутствующие проектные решения, удаётся понять только на стадии проектирования. Не говоря пока об их решении.
Технически подкованный заказчик старается все возможные вопросы проектирования максимально осветить в техническом задании. Кроме того, его служба способна решать административные вопросы: организовывать совещания с комитетами, продавливать технические решения в органах власти.
Если же служба заказчика не имеет специалистов нужной квалификации для курирования объекта, или у заказчика такой службы не существует и вовсе, то следует задуматься об участии в закупочных процедурах. Потому что, как вы понимаете, проектант потом остаётся один на один с 44-ФЗ.
Но это не происходит в одночасье.
Главные проблемы начинаются на стадии согласования проектной документации с заинтересованными организациями, обнажая бездонный айсберк проблем, о которых заказчик и не подозревал, а проектировщик с ними не сталкивался.
Отсюда издержки сроков по цепочке зависимых друг от друга этапов по контракту, штрафы и т.д.
Что нужно делать, если всё-таки вы решились поработать с заказчиком, не имеющего сильных технических специалистов
1. Максимально привлекайте заказчика к солидарной ответственности: забрасывайте его письмами, подсказывайте решение проблемы, подталкивайте его к подписанию протоколов совещания, актов обследования, границ проектирования, ведомостей объёмов и т.д.
2. Фиксируйте входящую / исходящую корреспонденцию, требуйте входящие номера на ваши запросы.
3. Своевременно сообщайте о невозможности (нецелесообразности) выполнения тех или иных требований ТЗ, а также о недостающих документах (обследования, изыскания и т.п.).
4. Добейтесь информации о предельной стоимости объекта на бланке заказчика или администрации и т.д. (экспертиза принимает к сведению подтверждение объёмов финансирования СМР от главного распорядителя бюджетных средств).
5. При необходимости, начните проектирования по объекту с консультации в экспертизе - об этом читайте в статье: Начать с экспертизы - секрет успеха в любом проекте
B2G или B2B?
Чтобы максимально обеспечить контрактную безопасность своей организации лучше выбирать объекты на субподрядах. Меньше денег, меньше рисков. При этом важно прописывать выгодные для себя условия: поэтапное закрытие, оставлять обязательства по платным согласованиям на генподрядчике и т.д.
Высокий процент согласованных проектов, в том числе с экспертизой, обязательно положительно отразится на репутации, вас будут рекомендовать органы власти в помощь подрядчикам на проблемных объектах. Степень доверия к такой организации будет очень высокой, поэтому заказчики охотно будут соглашаться на ваши условия.
Благодарю за внимание! Если статья вам помогла, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Кругозор Проектировщика". Удачи в проектах!