Последний месяц мы только и слышим, что иностранные бренды уходят из России. Делать прогнозы о том, как будут развиваться события – не наша задача. Наша задача – дать вам «компас», чтобы вы как потребитель товаров и сервисов чувствовали себя сегодня более комфортно и защищенно в текущих условиях.
Итак, вы приобрели товар. У товара есть гарантийный срок и срок службы.
Срок службы указан непосредственно на товаре, а если нет, он считается равным 10 годам со дня покупки. По закону «О защите прав потребителей» в течение всего срока службы товара его изготовитель обязан обеспечивать возможность использования товара. Для этого он должен производить запчасти и комплектующие, обеспечивать возможность обновления программного обеспечения (ПО) и т. д.
Если у вас возникают претензии к качеству купленного вами товара в течение его ГАРАНТИЙНОГО СРОКА, вы вправе требовать устранить недостатки безвозмездно (ст. 722 ГК РФ, ч. 3 ст. 724 ГК РФ, определение ВС РФ от 09.01.2020 № 303-ЭС19-23808 по делу № А51-22796/2018).
Но предположим, вы купили телефон или другой гаджет, а спустя год он перестал работать из-за перехода производителя на новое ПО, поставить которое на ваше устройство невозможно.
В этом случае мы можем говорить о СУЩЕСТВЕННОМ НЕДОСТАТКЕ товара.
Что это? Это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени».
Если существенный недостаток обнаруживается в период СРОКА СЛУЖБЫ товара, потребитель вправе вернуть его изготовителю и потребовать возврат уплаченной суммы.
Или еще пример. Вы купили машину за 1 млн рублей. Через несколько дней произошло возгорание, машину отправили на диагностику и ремонт. Причиной возгорания оказался фабричный брак. Если бы вы устраняли его сами, это обошлось бы вам в 1,5 млн рублей. И здесь тоже речь идет о существенном недостатке, который позволяет покупателю вернуть товар и потребовать полный возврат уплаченной суммы.
Итак, при любом нарушении прав у вас есть основания предъявить претензию.
Если мы говорим о подписных сервисах, претензия направляется непосредственно стороне договора. Но если вы приобрели товар, то дилер или продавец — не всегда главная или единственная инстанция.
Сейчас как никогда актуально обращаться для разрешения споров НАПРЯМУЮ К ИЗГОТОВИТЕЛЮ, уполномоченной организации или уполномоченному ИП.
С физическим товаром (машина, часы, колбаса и т. д.) всё просто и понятно. А если товар цифровой?
Подписка на сервис, электронная книга или компьютерная программа?
Тут важно вдумчиво изучить правила и пользовательское соглашение, размещённые на официальном сайте компании. Это юридически значимые документы, которые устанавливают права и обязанности сторон, порядок продажи или лицензирования товаров и услуг, в том числе условия возврата (! если он предусмотрен). И если вы как потребитель обнаружили нарушение своих прав или несоблюдение законодательства другой стороной договора, вы можете требовать расторжения договора и возврат денежных средств.
И последний очень важный вопрос: в какой суд идти, если права потребителя ущемлены или претензия осталась без внимания? Закон о защите прав потребителей предоставляет УНИКАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ обращаться в суд не только по месту нахождения ответчика, но и по месту заключения/исполнения договора или по месту регистрации потребителя.
Это значит, что российские потребители могут судиться на территории Российской Федерации по российскому законодательству с любыми иностранными организациями.