Найти тему

Одежда Античности и Средневековья

На протяжении всей античности шитая одежда была опознавательным знаком варваров. Греки и римляне носили одежду драпированную. Так что одежда различалась прежде всего не по принадлежности мужчинам или женщинам (как можно было предположить), но по тому, кроеная она была или драпированная.

Статуя Диана Версальская  или Диана-охотница. Мрамор. Ок I - II вв. до н. э. Воспроизведенная французским скульптором Бартелеми Приёром в 16 веке, произведение  раннеэллинистического периода, возможно скульптор, Леохар (ок. 325 г. до н. э.). Париж, Музей Лувр.
Статуя Диана Версальская или Диана-охотница. Мрамор. Ок I - II вв. до н. э. Воспроизведенная французским скульптором Бартелеми Приёром в 16 веке, произведение раннеэллинистического периода, возможно скульптор, Леохар (ок. 325 г. до н. э.). Париж, Музей Лувр.
Статуя Авла Метелла. Бронза. Ок. 100 г. до н. э. Автор неизвестен. Флоренция, Национальный археологический музей.
Статуя Авла Метелла. Бронза. Ок. 100 г. до н. э. Автор неизвестен. Флоренция, Национальный археологический музей.

С поздней Античности и до 12 века европейская схема костюма предлагала мужчинам и женщинам одинаковые мешкообразные костюмы, с прямыми швами, то есть без округлых пройм и без подгонки к телу. И если женская одежда сохранила свои черты до наших дней, то мужской костюм с тех пор претерпел кардинальные изменения. Примерно с 14 века тема пола все явственнее проявляется в одежде, и мужская и женская одежда начинают все более отличаться друг от друга, хотя первые два столетия этот процесс развивался довольно медленно. В предыдущие тысячелетия мужчины и женщины одевались примерно одинаково.

Византийская мозаика. Императрица Феодора со свитой. Равенна 500-526 годы н.э.
Византийская мозаика. Императрица Феодора со свитой. Равенна 500-526 годы н.э.
Иллюстрация рукописи Евангелия Oттона III ок. 1000 г. Мюнхен, Баварская Государственная библиотека
Иллюстрация рукописи Евангелия Oттона III ок. 1000 г. Мюнхен, Баварская Государственная библиотека

Искусство показывает нам, как происходили эти перемены. В Средние века, примерно до 12 столетия, пока одежда у обоих полов оставалась почти бесформенной, на горельефах и мозаиках чаще всего изображался единый образец драпирующихся складок в композициях, сочетающих мужские и женские одежды. Художники Античности и раннего Средневековья изображали мужчин и женщин одинакового размера и форм, все наряды приводились к стилистическому единообразию, сближая, а не разделяю оба пола. Римская манера драпировать тело вынуждала и женщин и мужчин закутываться в бесконечно длинные свитки такни, так что приходится внимательно всматриваться, чтобы определить пол той или иной фигуры на фризе.

Источник: Энн Холландер "Пол и костюм"

#как мы стали модными  #стиль и мода #история одежды #история костюма  #блог о моде

⠀ ⠀