Найти тему
Legal Academy

Онлайн-шопинг по-новому: как избежать сюрпризов

Из-за ухода с российского рынка многих компаний, часть уже оформленных заказов зависла в воздухе. Что делать? «Сфера» спросила у юриста практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры», юридическая компания «Лемчик, Крупский и Партнеры» Юлии Козявиной.

Дойдут ли до адресата посылки, которые сейчас в пути?

По словам эксперта, все зависит, в первую очередь, от логистической компании, через которую бренд направил купленный товар. Так, большинство посылок из стран Европы доставлялись в Россию при помощи компании DHL, которая присоединилась к антироссийским санкциям, приостановив работу. Это, в свою очередь, лишило многих продавцов объективной возможности доставлять посылки адресатам своевременно. При этом с заказами, оформленными на азиатских онлайн-платформах, проблем нет, так как логистика у них выстроена иначе.

«На сегодняшний день нельзя дать точный прогноз о том, как повернется ситуация. Но можно быть уверенными в том, что онлайн-платформы предпримут попытки найти новые пути логистики товара, чтобы поставлять заказы покупателям даже в условиях ограничений. Тем, кто не хочет ждать, стоит попробовать оформить возврат средств», — говорит юрист.

Вещь не подошла: можно ли вернуть?

Ситуация на рынке несколько поменялась, но это вовсе не означает, что закон о защите прав потребителей перестал действовать. Поэтому возврат осуществляется по общим правилам, а организационные проблемы не должны стать препятствием. Но! Это касается только тех случаев, когда посылка была направлена из России. Согласно действующим правилам, товар, приобретённый дистанционным путём (посредством интернет-платформ) подлежит возврату в течение 7 дней, а в магазине —14 дней. Однако производители и поставщики могут по своему усмотрению увеличивать данный срок.

«В связи со сложившейся ситуацией многие сетевые магазины так и поступили. Например, бренды, принадлежащие компании Inditex, продлили срок возврата до 30 дней с момента открытия магазинов. Учитывая, что большинство товаров были направлены со складов, расположенных на территории России, покупатели не ограничены в праве вернуть покупку, воспользовавшись услугами Почты России или компании CDEK. Установленные сроки возврата для данных посылок не увеличиваются. Возврат денежных средств всегда осуществляется на карту либо указанную в заявлении о возврате, либо по которой была произведена оплата. К сожалению, расходы, которые Вы понесёте в связи с отправкой посылки продавцу, как правило, не возвращаются», — объясняет Юлия Козявина.

Что делать, если заказ не дошел?

В этом случае также действуют общепринятые правила: нет товара — нет оплаты. Точнее, необходимо требовать ее возврата.

«Если вы не получили посылку в указанный продавцом срок, либо продавец направил вам извещение о том, что доставка посылки невозможна, вы имеете право на возврат средств. Во втором случае он может быть оформлен автоматически. Однако в большинстве случаев вам придётся написать заявление об отказе с просьбой перечислить деньги обратно на счет», —  подчеркивает юрист.

Если после этого вам отказались вернуть деньги, придется обращаться в суд. Параллельно нужно обратиться в профильные ведомства.

Порядок действий такой:

  1. Пишем заявление о возврате денежных средств продавцу. Полученный отказ фиксируем (скрины переписки, данные, поступившие на электронную почту и т.д.). Если продавец проигнорировал обращение, нужно будет предоставить саму заявку.
  2. Обращаемся в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Это орган территориальный, привязанный к городу или району. Телефон «горячей линии» можно найти в Интернете, и специалисты подскажут, куда именно нужно написать.
  3. Подаем иск в суд. В зависимости от суммы заказа это будет мировой или районный суд. Потребительские иски регистрируются по месту нахождения покупателя, и не облагаются госпошлиной, так что особых хлопот их заявителю не доставят.

Что делать, если у вас зависли покупки из зарубежных интернет-магазинов - на портале "СФЕРА".

#покупки в интернете #закон о защите прав потребителей #онлайн магазины

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц