Найти в Дзене

Русский Бог и русская душа

Можно ли для христианина говорить о Боге русском, европейском и прочем? Не кощунство ли это? Не ересь ли? Конечно, нельзя говорить. Бог для всех христиан один. Тот, который все создал и все ведает о нас — о людях. Это утверждено и заповедано в предании Церкви. И христианину нельзя отступать от сего положения.

Нельзя отступать и — нельзя не отступить. Нельзя не отступить для верующей в Бога живо и глубоко русской души. Русские писатели заметили это переживание русской души и явили его в своих текстах.

О русском Боге писали В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков и др.

Одним из первых в русской литературе (русской классической литературе), о русском Боге, полагаем, начал писать В.А. Жуковский. В стихотворении «Певец во стане русских воинов» он восклицает: «О! будь же, русский Бог, нам щит!» [12, с. 43]. Создатель в тексте автором воспринимается именно как русский Бог, как некое, обращенное к русскому человеку.

Бог ведет русского человека к его лучшим — святым для него — чертам: высокой доле, духу бодрости, соборности, правоте, милосердию и др.

В последующем — в творчестве младших современников В.А. Жуковского и авторов более поздних поколений — тема Бога начинает звучать как тема присутствия Его в Русской земле. Бог, в прочтении ряда русских авторов, посетил и благословил нашу Родину — Русь-Россию. Ему (Богу) Россия, страна людей крестьянского труда — оказалась особенно близкой.

Близкой своею верою в него, своим «терпеньем», «смирением», «наготой», своей надеждою и своими будущими подвигами во имя Его:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взгляд иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной!
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
[Ф.И. Тютчев; 13, с. 558]

«Царь небесный», по Тютчеву, «исходил» нашу Родину, «исходил» буквально, «исходил» и «благословлял» и «благословлял» людей. И они с ним — домысливаем — встречались. Встречались и запечатлевали его облик, запечатлевали и несли в веках как родной и близкий. И с ним — «Царем небесным» в веках говорили русские люди. Говорили и слушали, как Он им говорил.

Тема присутствия Спасителя, Богородицы, других святых персон среди русских людей (в другой редакции — их особого — личностного — покровительства Руси-России) широко представлена в текстах русской классики.

У А.С. Пушкина в «Борисе Годунове» Юродивому Богородица «не велит молиться за царя Ирода».

У Ф.М. Достоевского Иван Карамазов разделяет мысль Ф.И. Тютчева об «исхождении» русской земли Спасителем.

У Л.Н. Толстого в «Войне и мире» солдаты и ополченцы Смоленскую икону Божьей Матери величают «матушкой», «заступницей» (Божья матерь их и их родину в буквальном смысле защищает в сражении); у Л.Н. Толстого же в рассказе «Три старца» спасающиеся (три старца) запросто — как к кому-то очень близкому — к Троице обращаются: «…трое Вас, трое нас, помилуй нас!»

Вот тексты Ф.М. Достоевского, все, все они о Спасителе. Его черты светятся и в князе Мышкине («Идиот»), и Соне Мармеладовой («Преступление и наказание»), и Алеше Карамазове («Братья Карамазовы»), и в Шатове («Бесы»), и во всех, во всех других персонажах произведений писателя. И сам Федор Михайлович Достоевский говорит не от себя, а озвучивает звучащее в нем слово Евангелия (слово любви и страдания за всех русских и всех других человеков века XIX).

(отрывок из книги "Русская идея" А.А. и П.А. Гагаевых. Издано в 2022 г., изд-во А-проджект, Москва)

КУПИТЬ КНИГУ в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве по цене 599 руб.

Сообщество издательства ВКонтакте

Если Вам интересно читать материалы на нашем канале, Вы можете поддержать нас. Благодарим за внимание!

Русский Бог
Русский Бог