1. Как только ребенок рождается он не знает ничего о своем теле, и благодаря прикосновениям окружающих ( сначала мед. персонала,« прикосновения» воздуха к его носовым ходам, гортани, легким, прикосновение к животу матери, прикосновение мамы к его ручкам, ножкам, головке, « прикосновение» теплого грудного молочка к ротовой полости, пищеводу, желудку) начинает представлять границы своего тела.
Работая в детском стационаре, я много наблюдала за отношениями мам и детей до года. В идеальном варианте развивается магическая близость мать и ребенок, это выражается в том, что мама глазами устанавливает контакт с ребенком, мама слушает и понимает все « оттенки крика( когда он мокренький, когда голодненький, когда капризничает , « посапывания», « кряхтения ребенка», она берет своего ребеночка и много взаимодействует со своим младенцем телесно ( гладит, держит на руках, кормит грудью).
Существует тесная связь между едой и близость, « между запахом еды и ароматом» неодиночества» , это формируется тем, что я описывала ранее: мама берет на ручки своего малыша и прикладывая к груди, кормит молоком, при этом младенец чувствует теплоту , близость, находится в безопасности, так формируется близость.
Работая медсестрой в отделении для недоношенных и новорожденных, я ухаживала за новорожденными, от которых мамы отказались. И я наблюдала всегда одну и ту же картину: сначала такие младенцы вели себя беспокойно, плакали и требовали внимания, но времени на них у медсестер ( и у меня ) было только покормить и сделать назначения врача, и младенцы затихали, вели очень спокойно и развивались с опозданием. Глаза таких младенцев становились стеклянными, я думаю из- за того что они не так ярко вступали в контакт и реагировали реакцией оживлением, как детки с мамами.
Откровенно говоря, ни я одна наблюдала этот феномен. Еще в 1970 году испанской епископ в отчетах римскому начальству писал о детях из воспитательных домов, которые регулярно умирали от печали, хотя имели и стол и кров. В 1930 -х и 1940-х годах в американских больницах массово гибли сироты, лишенные прикосновения и эмоциональных контактов. Психиатры стали обращать внимание на детей, совершенно здоровых, но безразличных и черствых и не способных на отношения с людьми.
Дэвид Леви в своей статье 1937 года, опубликованной в
« Американском психиатрическом журнале», объяснил такое поведение подростков эмоциональным голодом. В 1940 х американский психоаналитик Рене Шпиц ввел в обиход термин «госпитализм». Он обозначил глубокую психологическую и физическую отсталость, вызванную дефицитом общения и воспитания вследствие отделения ребенка от матери и переживания малышом изнуряющего горя. А. Болби создал теорию привязанности, благодаря ей мы знаем, что дети остро нуждаются в безопасной физической и эмоциональной близости значимых людей.
На данный момент много сделано: декрет до 2 х лет, ребенка после родов сразу прикладываю к груди, палаты совместного пребывания для малышей и мам. Этого всего не было даже у моей мамы и бабушки. Но все же я часто вижу « молчащих мам» - так мы с коллегами, называем мам, которые не отзываются на потребности своих детей, детки при этом часто плачут до приступов рвоты, их крик заполняет весь этаж ультразвукового отделения.
2.« Присутствие родителей в первичных отношениях сократились» - пишет Э. Конте и М. Мионе. Но мне, кажется, что для реалий постсоветского пространства - это утверждение не верно, так как еще у наших бабушек декрет был 2-3 месяца, а потом детей отдавали в ясли. То есть физическое присутствие матери с ребенком стало больше для стран постсоветского пространства, но возможно « эмоциональная вовлеченность» сократилась, что связано с желанием молодых семей жить отдельно от родителей, и как следствие распределением всех обязанностей по хозяйству и воспитанию детей распределяются не на 5-7 ых, а на 2 человек, что очень ложиться непосильным грузом на плечи родителей
« Быть с телом ребенка, держать его на своих руках, слушать и отвечать на его дыхание - это действия, для которых сегодняшнему родителю часто не хватает времени» - пишет Спаньола Лобб, а я бы добавила не хватает эмоциональных сил или эмоционального интеллекта. Так как легкую послеродовую депрессия( беби- блюз) я наблюдала практически в 100% только что родивших мам, когда работала сначала медсестрой в неонатологическом отделении , затем врачом- педиатром. И , конечно, в этом состоянии, если мы рассматриваем семью из 2 человек( муж+ жена), когда женщине нужно выспаться, она не может устанавливать эмоциональную и физическую связь с малышом.
3.« Употребление пищи зачастую больше не является возможностью совместности, …а является актом, перегруженным беспокойством». Так, когда ребенок подрастает, идет в школу или в сад, а мамы и папа на работу, после насыщенного дня ребенок возвращается « наевшийся» впечатлениями школьного дня и садовского дня, но папа и мама на работе и ребенок вынужден обедать со своими эмоциями, в одиночестве наедине со своим « беспокойствам» , либо уставшие родители забирают ребенка с сада и у них нет сил контейнировать ребёнка.
« Возбуждения, с котором сегодняшний ребенок должен иметь дело самостоятельно, значительно более самостоятельно чем ранее, формирует опыт фундаментальной уверенности в себе, становится для ребенка трудной задачей». - пишет Э. Конте и М. Мионе в своей статье.
4. В наше время среднестатистический человек находимся в состоянии« голода по лицам других» людей.
Это связано с развитием новейших технологий ( Facebook, Viber, telegram), я уже даже не говорю про мобильные телефоны, планшеты. Особенно это стало видно в период самоизоляции и эпидемии ковида, когда мы старались сократить наши обычные взаимодействия с другими людьми ( походы в кино, театр, поездки к родителям), проявляя тем самым заботу о них. Все это оборачивается еще большей замкнутостью и сокращением физических взаимодействий. Переписка в телеграмме, вайбере, ведение блогов, написание постов и твитов - все это проходит без взаимодействия « лицом к лицу» , зрительных контактов, которые нам важны. Некоторые ученые даже говорят о наличие в нашем мозгу, зеркальных нейронов, которые начинают работать только в присутствии другого, главная их функция это имитация ( воспринимать окружающую среду также как более опытные особи или принимать повадки более опытных сородичей) и они задействованы в эмпатии. Первопричиной для появление « зеркальных» свойств мозга ( подражание и эмпатия) заключается в преимуществе сосуществования и / или иметь содружество с другими людьми: так легче добывать пропитание, охранять территорию. При этом сородичам важно сблизить состояния и поведение особей.
А ведь наш мозг придуман так, что он может удерживать в среднем 150 межличностных связей (100-230). Это связано с тем , что размер среднего племени, живущего в каменном веке не превышал 200 человек. Среди такого племени все друг друга знали и выстраивали стабильные отношения.
Сейчас этих связи сократились мы уже не живем « селами»,« деревнями» , « мястечками», а живем в многоэтажных домах, где можем не знать соседей на лестничных площадках, сейчас считается неприличным звонок по мобильному телефону, не говоря о личном приходе другого в дом, и соответственно наши « зеркальные» нейроны трудятся меньше и мы меньше перенимаем повадки более опытных сородичей и строим эмпатичные долгосрочные связи.
Это приводит к тому что, личные интимные, продолжительные отношения становятся чем - то сложным и даже невозможным, а из этого вытекает глубокое чувство одиночества, самопоглощенность, опустошенность, тревога и пониженная самооценка.
Плюс к нашему одиночеству ( особенно на молодых женщин) на нас обрушивается пропаганда СМИ идеями «красоты и молодости» и диет.
5. Нынешние стандарты красоты отличаются большей стройностью, нежели раньше, и в связи с этим являются недостижимыми для большинства женщин.
В нашем обществе непрерывно распространяется миф, что « мы должны быть красивыми, чтобы быть желанными, а быть желанным является внутренней необходимость каждого человека.
Когда я работала массажистом и делала антицеллюлитный массаж, ко мне приходили в основном женщины возрастом от 23 - 32 лет основная задача, многих была похудеть. Многие верили, что как только они похудеют, избавятся от « целлюлита», то их жизнь измениться: они найдут парня, забеременеют, хорошо отдохнут или начнут любить себя.
Все они стремились стать идеальнее, чтобы « быть желанными» либо откладывают жизнь на потом ( синдром отложенной жизни). В общем, очень многие мои клиентки решили, что если они внешне не совершенны, то это их вина. Либо они слишком полненькие, и это от того, что они недостаточно строго придерживались диет либо не так рьяно занимаются спортом.
От человека в нашем мире хотят две противоположные вещи, с моей точки зрения: с одной стороны - чтобы мы были расслабленными независимыми индивидуалистами сильно не зацикленными на здоровье, а с другой стороны усилено следили за здоровьем, считали калории каждый прием пищи ( для этого созданы множество интернет приложений, множество нутрициологов, диетологов рассказывает как правильно питаться в ютубе, на форумах и др.).
В обществе пропагандируется миф « красота - это хорошо», даже в детских мультиках все положительные герои чаще всего изображаются красивыми, а отрицательные - изуродованными и безобразными. Только вот в жизни не все « красивые люди» счастливые, удовлетворенные жизнью , добрые люди.
«Привлекательность» стала средством достижения статуса и социального положения. Сейчас люди стремятся создать « личный бренд» ( иначе говоря « самобрендинг») упаковывая себя, как товар , который выставлен на продажу в социальный сетях( фейсбуке, инстаграме , твитере)
Любопытно, что на образ тела влияют социальные сети и телевиденье, что скорее всего связано с тем что я писала ранее: « зрительным голодам по лицам, поэтому мы компенсируем физическое отсутствие этих, лицами в соц. сетях телевидении. Т. е в нашу « стаю» входят герои телесириалов, подписки в ФБ и инстограмме . В исследовании Харгривза и М .Тигмена было проанализировано влияние телепрограмм на неудовлетворенность телом девушек -подростков. Девушки, которые подверглись воздействию телепрограмм, связанных с внешностью демонстрировали большую неудовлетворенность своим телом.
Социальные сети также приводят к диссоциации, т. е расщепление из- за того человек наблюдает за собой с точки зрения наблюдателя, как это происходит, когда мы рассматриваем фотографии, что может усугублять разрыв между « телом» и « чувствами самого тела».
5.Изменение статуса женщины и мужчины в обществе
В прошлом женщина имела единственный путь в жизни - выйти замуж, родить детей. То сейчас молодая женщина сталкивается с ошеломляющей массой ролевых моделей и ожиданий: от одинокой карьеристки до замужней карьеристки, от традиционной заботливой мамы до «супермамы», которая « должна» сочетать замужество карьеру и детей. Это уникальный набор возможностей для женщин, которых прежде в других поколениях не было, соответственно нет поколения бабушек, женщин, которые могут передать свои знания и поддержать новое поколение молодых женщин.
Работающему отцу также приходится разделять рабочую и домашнюю работу, от него требуется сочетать роль « добытчика» или « со добытчика и участвовать более активно в воспитании детей.
Для того чтобы двигаться в будущее и не боятся нам нужна опора на наше прошлое, почувствовать преемственность поколений, что очень сложно сделать в постоянно меняющемся и движущемся обществе, где нет опоры на опыт предыдущих поколений.
Так с 6 лет до 29 лет человек стремится учиться построению отношения, он стремится найти взрослого у которого можно учится эмпатии к другим, стремится получать поддержку родителей и других важных людей в вопросах построения отношений с другими взрослыми, а также в поиске истинной любви. В этом возрасте человек стремится к взрослым, которые могут научить интуитивному языку и навыком мышления, стремление решать конфликты таким образом, чтобы все стороны втянутые в конфликт, были удовлетворены. Молодой человек стремится получать постоянный, полной заботы и поддержки контакт от близких и дальних родственников.
Но парадокс в том, что родители или старшие люди, боящиеся будущего из-за особенностей , которые я описала выше, едва ли сильно интересует потребности следующего поколения. Современный родитель или взрослый, эмоционально отстраненный и отчужденный - в тоже время балующего ребенка и позволяющей ему слишком много, не дает « почву» для роста и формирования, опирающейся на себя личности становится очень вероятным кандидатам на создание человека, имеющего расстройства пищевого поведения.
Все выше описанное приводит к отделение человека от кинестетического чувствования собственного тела, ("потери чувствительности" собственного тела), человек не научается кинестетическому резонансу( это феномен , наиболее сильно проявляющийся в опыте контакта: в том, что ощущается , чувствуется и проживается. Так мы "слушаем" себя через других и чувствием ( а потом осознаем) свое присутствие) и искажается формирования первичного чувства субьктивности у ребенка, которое формируется благодаря движению тела ребенка. Что является базисом, фундаментом, почвой для развития расстройств пищевого поведения.
И человек с булимическим опытом пытается приспособится к этому миру своим уникальным способом.
Мне очень нравится метафора Э. Конте и М. Моне к описанию булимического опыта: « Я выбрасываю тебя из себя, чтобы попытаться взять тебя так, как я хочу». То есть человек пытается приспособиться к той социальной обстановке ( в гештальте мы называем это фон), которую я описала выше.
Т. е как гештальт- терапевты мы рассматриваем это не как заболевание, а возможность лучшей адаптации к внешней среде, что является преимуществом, так как это позволяет минимизировать стигматизацию и не поощрять определение индивида по его заболеванию.
Кроме того я глубоко убеждена, что этот контексте подразумеваем уважение и заботу и понимание о человеке, а как писал Э. Фромм « Забота, ответственность, уважение и понимание - базовые элементы, общие для всех форм любви», возможно этих элементов и не хватает этим людям в их детстве и не хватает сейчас по отношению к себе.
А как сказал мой супервизор, когда я приходила к нему по поводу клиентки с расстройствам пищевого поведение: « Это лечится любовью».