24,6K подписчиков

ВАЗ-2106. Блеск и нищета. Взлет и падение самого массового седана класса "люкс" в СССР.

21K прочитали

Действительно судьба автомобиля с индексом 2106 очень напоминает историю с плохим концом. Триумфально ворвавшийся на рынок седан, по советской классификации класса "люкс", пережил несколько реинкарнаций и к концу своего пути напоминал разорившегося богатея в старом поношенном фраке и дырявых ботинках. При этом машина и по сей день остается одним из самых массовых продуктов отечественного автопрома.

ВАЗ-2103. фото завода призводителя.
ВАЗ-2103. фото завода призводителя.

Совсем недавно, а именно в феврале прошлого года, я писал статью(вот ссылка) посвященную юбилею "шестерки". Однако, как это обычно бывает, не учел или просто подзабыл некоторые факты из ее биографии. А ведь в ней есть реально много интересного.

На самом деле появлению этой модели мы были обязаны вовсе не ВАЗу, и даже не головному министерству, а Внешнеторговому объединению Автоэкспорт. Дело все в том, что эта структура была очень заинтересована в том, что бы увеличить объемы экспортируемых автомобилей. Но среднестатистическому европейцу, в отличие от наших соотечественников, требовалось большее разнообразие модификаций. Именно поэтому в Тольятти в середине семидесятых поступило предложение срочно подготовить особую версию модели #ВАЗ-2103. Она в последствии получит индекс 21031. И именно эту машину можно считать предтечей "шестерки".

ВАЗ-2103. фото завода производителя.
ВАЗ-2103. фото завода производителя.

Если с внешним декором и интерьером определились довольно быстро, у "трешки" появились катафоты на задних крыльях, то с силовым агрегатом пришлось немного помудрить. Параллельно на ВАЗ полным ходом шла подготовка к выпуску Нивы или #ВАЗ-2121. И для первого в мире кроссовера инженеры решили сделать свой собственный мотор который должен был стать самым мощным и тяговитым. Первоначально его объем был равен 1605 кубикам, но образованное еще в 1971 году "Управление главного конструктора Волжского автомобильного завода конструкторского бюро форсированных испытаний автомобилей ВАЗ", читай спортивное отделение завода, настояло на небольшом снижении объема(1,57 литра). С таким мотором наши гонщики смогли бы принимать участие в соревнованиях в классе до 1600 кубических сантиметров.

Это очень интересный автомобиль. Это именно ВАЗ-21031. Под капотом принесшей лучший результат спортсменам СССР в мировом первенстве стоит мотор 1,57 литра.  Экипаж Стасис Брундза/Арвидас Гирдаускас занял шестое место в абсолютном зачете на ралли "Акрополис". Фото журнал За рулем.
Это очень интересный автомобиль. Это именно ВАЗ-21031. Под капотом принесшей лучший результат спортсменам СССР в мировом первенстве стоит мотор 1,57 литра. Экипаж Стасис Брундза/Арвидас Гирдаускас занял шестое место в абсолютном зачете на ралли "Акрополис". Фото журнал За рулем.

Простите, скажет внимательный читатель, но при чем тут Нива? Ведь серийный выпуск "шестерки" начался в 1976 году, тогда как "Нюша" появилась годом позднее. Да, все это так. Но изначально этот движок планировалось устанавливать именно в Ниву. Однако даже в #СССР деньги иногда считали. Учитывая тот факт, что выпускать ВАЗ-2121 планировалось в количестве не более 25 тысяч штук, то производство мотора в столь ограниченных партиях было нерентабельным. Именно поэтому его и решили устанавливать в "шестерку".

ВАЗ_2106. Фотография завода производителя.
ВАЗ_2106. Фотография завода производителя.

Антипин, Степанов и Пашко, вазовске дизайнеры, смогли малыми средствами осовременить "трешку". Ведь технологи поставили им почти невыполнимую задачу - не вносить серьезных изменений в конструкцию. Именно поэтому кроме мотора и салона "люкс", отличий от предшественницы у "шестерки" было не много. Но зато это был самый дорогой и тихий автомобиль ВАЗ. Даже появившаяся позднее "семёрка" похвастать такой шумоизоляцией уже не могла.

ВАЗ-2106. Фотография завода производителя.
ВАЗ-2106. Фотография завода производителя.

Да, еще одна деталь. ВАЗ немного схитрил и представил министерству именно #ВАЗ-2106, а не модифицированный вариант 2103. Это дало возможность именовать машину отдельной моделью, а не модификацией предшественницы.

За тридцать лет на конвейере машина претерпела множество изменений. И в конце-концов из престижной модели она словно карте превратилась в тыкву и стала самой дешевой и невостребованной. Вот и выходит, что начав жизненный путь в качестве версии "люкс" "шестерка" закончила его в качестве дешевого ширпотреба. Грустная #история.