Если правильно объяснить людям «зачем»,
то они всегда найдут способ «как»
(Джордан Белфорт)
Повышение эффективности труда сотрудников возможно не только с помощью достойной заработной платы и создания комфортных условий труда, но и благодаря нематериальной мотивации персонала. Нематериальное стимулирование персонала в организации, прежде всего, направлено на:
- удовлетворение мотива сохранения социального статуса работника в трудовом коллективе благодаря закреплению за ним его рабочего места;
- повышение статуса работника в результате получения им более высокой ответственной должности;
- усиление заинтересованности работника самим процессом овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- углубление интереса к общению с профессионалами как в организации, так и за ее пределами.
Существуют такие методы нематериальной мотивации персонала, как:
- привлечение работников к различным программам обучения и повышения квалификации;
- делегирование работникам управленческих полномочий;
- повышение ответственности каждого работника с предоставлением права выбора методов решения поставленных задач;
- публичное признание успехов работников в работе, подтверждение их ценности для предприятия различными доступными для руководства способами;
- внимание непосредственного руководителя к мнению работников;
- создание атмосферы открытого соперничества с регулярным подведением итогов соревнования.
Публичное поощрение заслуг выделяющихся работников обычно проводится во время праздничного концерта к профессиональному празднику или во время официальной части новогоднего корпоратива. Чтобы достичь должного мотивационного эффекта, нужно провести все максимально индивидуально. Например, перед выходом на сцену лучшего работника месяца запустить на большом экране короткий видеоролик-интревью и тем самым, наглядно показать заслуги человека и его «секреты» успеха. Аналогичный эффект будет и от музыкальной заставки, когда вместо привычных фанфар прозвучат индивидуально подобранные музыкальные подложки.
Развитие навыков самоорганизации, делегирования полномочий и принятия управленческих решений возможно на этапе подготовки к корпоративному мероприятию. Для ответственного лица (чаще HR-директора) руководство ставит первоочередную задачу - выбрать наиболее оптимальный вариант программы и площадки для проведения корпоратива. Для этого можно создать инициативную группу из желающих, достаточно 3-4 человека во главе с руководителем или лицом, которое непосредственно отчитывается о форматах проведения. Как может быть выстроена работа инициативной группы.
Во-первых, обозначаются обязанности участников инициативной группы. Инициативная группа отвечает за сбор сведений, разработку и проведение мероприятия, и ей ставится задача - придумать три способа проведения корпоратива на который с удовольствием пойдут все сотрудники и проранжировать в порядке предпочтения.
Во-вторых, перед тем, как предлагать различные варианты, группа должна собрать сведения и провести опрос коллектива.
В-третьих, руководитель обозначает максимальный бюджет и оставляет за собой право вето на отклонение вариантов исходя из своего усмотрения, если наиболее понравившейся вариант выходит за рамки бюджета, то группа предлагает возможности оптимизации или поиска дополнительных средств для проведения. Окончательное утверждение также остается за лицом, принимающее решение.
В-четвертых, группа вместе с руководителем составляет план действий по реализации события, а после завершения производит анализ положительных и отрицательных сторон прошедшего корпоратива, собирает и анализирует мнения сотрудников.
Таким образом, на практике реализуются демократические принципы управления, все сотрудники осознают свое участие в предстоящем событии и вносят свое посильное участие, поэтому большинство сотрудников позитивно отнесутся к предстоящему мероприятию и примут в нем активное участие.
В области планирования и обсуждения актуальных задач (нетворкинга) наблюдается восходящий тренд - бизнес-завтрак, в рамках которого происходит «мозговой штурм» в необычном для сотрудников месте.
Вместо привычной переговорной комнаты участники обсуждают насущные организационные вопросы в кафе, парке, спа-центре или в зимнем саду. Место для утреннего нетворкинга должно обладать эстетической красотой и минимальным количеством отвлекающих от процесса объектов и шумов.
Небольшая смена обстановки позволяет участникам по-новому взглянуть на проблему и предложить нетривиальное решение. К тому же, красивое место с умиротворяющей обстановкой способствует серьезной психологической разгрузке и положительному настрою на работу.
В аналогичном формате могут организовываться тренинги и мастер-классы, так называемые - «образовательные вечеринки». Образовательная вечеринка - это «смесь» мастер-класса, квартирника и stand up. Главное отличие от классического тренинга - это сравнительно небольшая аудитория (20-30 человек) в нетипичной для деловых мероприятий площадке проведения (бар, крыша бизнес-центра, летний кинотеатр, летняя терраса, беседка в парке или на базе отдыха). К тому же, формат мероприятия допускает наличие небольшого количества алкогольных напитков и свободный стиль одежды (в том числе и пляжный).
К участию приглашается интересный спикер - эксперт в обозначенной области, который может поделиться своим опытом и знаниями в рамках неофициального межличностного общения.
Во время образовательной вечеринки могут обсуждаться как сугубо профессиональные темы («Геймификация в продажах», «Создаем HR-бренд в социальных сетях»), так и сторонние, но очень увлекательные темы, которые также могут быть полезными в бизнесе: «Феномен музыки в культуре (как создаются музыкальные шедевры)», «Лучшие киноленты в истории (Почему они такими стали)», «Что такое квест?», «Главные ошибки мышления», «Тайны квадрата Малевича» и т.д.
Перечисленные тематики могут иметь опосредованное отношение к сфере деятельности компании, но они серьезно развивают интеллектуальные способности людей, в особенности, построение причинно-следственных связей. Например, благодаря выявлению причин популярности определенных кинолент можно описать факторы и тенденции успеха творческого продукта, что можно экстраполировать на свои товары и услуги. А можно «разгадать» смыслы и символы таинственного «Квадрата Малевича» и применить эту методику к символике своей компании. Подобные лекции будут полезными, если в конце мероприятия предлагать подобный «мозговой штурм».
Таким образом, благодаря системе нетривиальных корпоративных мероприятий мы можем создать единый коллектив замотивированных единомышленников, которые будут чувствовать заботу со стороны руководства компании и чувство радости от сопричастности к общему делу. Что самым положительным образом скажется на эффективности трудовой деятельности.
1 часть "Корпоратив - это пустая трата денег?"
2 часть "Развитие HR-бренда с помощью корпоративных мероприятий"
3 часть "Про роль ивента в командообразовании"
4 часть "Как снизить текучесть кадров?"
5 часть "Про приобщение к корпоративным ценностям"
6 часть "Про анализ личностных качеств сотрудников"
Все статьи у нас структурированы в единую книгу: "Решаем HR-задачи с помощью ивента". Можем прислать вам ссылку на скачивание. Для этого оставьте свой комментарий к этой публикации: "Хочу получить книгу".