15 апреля нашему холдингу исполнится 20 лет! Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые события из истории ТМХ. Двухлетняя интенсивная подготовка, многочисленные аудиты, несколько раундов переговоров и подписанный осенью 2008 года протокол о намерениях привели к тому, что в марте 2009 года состоялась событие, сильнейшим образом повлиявшее на становление #ТМХ: было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с французской компанией Alstom Transport!
В этом документе Alstom обязался оказывать ТМХ поддержку в модернизации входящих в его состав заводов и разработке нового поколения железнодорожной техники для российского рынка, а получил право приобрести долю (25% + 1 акция) в капитале материнской компании ТМХ.
Технологическое сотрудничество между компаниями началось безотлагательно и, действительно, позволило модернизировать предприятия, разработать новые модели подвижного состава с использованием новейших технологий. Партнеры решили, что первой совместной разработкой станет электровоз с использованием принципа базовой платформы, производство которого будет организовано на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Партнеры создали три совместных предприятия:
• ТРТранс (Технологии рельсового транспорта) – инжиниринговый центр, который занялся разработкой новой техники
• Рейлкомп – предприятие, которое специализируется на локализации в России производства высокотехнологичных компонентов для железнодорожного подвижного состава
• ТрамРус – предприятие, на которое была возложена задача создания низкопольного трамвая
В 2009 году в состав ТМХ вошел #ВЭлНИИ, в течение долгого времени составляющий единый научно-производственный комплекс с НЭВЗом. Опираясь на опыт этого взаимодействия, в холдинге позже создадут отдельную компанию для разработки новых технических решений – «ТМХ Инжиниринг», в которую войдут коллективы конструкторских бюро заводов.
В том же 2009 году Трансмашхолдинг приобрел в результате приватизации 76% акций некогда крупнейшего в СССР тепловозостроительного предприятия – Луганского тепловозостроительного завода. После распада Союза, предприятие оказалось на территории Украины и его ждала очень непростая судьба. Заказов не было. Завод изо всех сил боролся за жизнь – освоил производство электропоездов и дизель-поездов, но выпуск их был практически штучным. В составе холдинга ЛТЗ стал быстро наращивать производство грузовых тепловозов для РЖД.
Во второй половине 2006-х годов большой толчок к созданию новой техники получили все предприятия холдинга. Пальма первенства в этом вопросе в 2009 году принадлежала Тверскому вагоностроительному заводу (#ТВЗ).
Завод получил разрешение на выпуск новых вагонов с местами для сидения. Вагон 61-4458, предназначенный для перевозки пассажиров и обслуживающего персонала в межобластном сообщении, стал новой разработкой в рамках расширения презентованного в 2008 году модельного ряда ТВЗ. Он также был выполнен в новом кузове с плоско-гофрированной обшивкой наружных боковых и плоской обшивкой торцевых стен.
В июне ТВЗ приступил к разработке модельного ряда новых двухэтажных пассажирских вагонов – купейного, СВ и штабного. Техническое задание ОАО "РЖД" на двухэтажные пассажирские вагоны стало первым в истории российского транспортного машиностроения документом такого уровня, охватывающим сразу несколько моделей пассажирских вагонов совершенно нового типа.
Заслуги коллектива ТВЗ оценил Председатель Правительства России Владимир Путин, который лично посетил предприятие и встретился с сотрудниками. На этой встрече в цеху он объявил о готовности выделить #РЖД три миллиарда рублей для закупки вагонов у ТВЗ и о введении запрета на приобретение Минтрансом вагонов в Китае в пользу российских производителей. Так, благодаря поддержке главы правительства в условиях разрастающегося мирового кризиса завод получил дополнительный заказ, который стал серьезным подспорьем для предприятия.
Новую продукцию выпускал не только ТВЗ. Первый в своей практике маневровый тепловоз капотного типа #ТЭМ ТМХ представил Брянский машиностроительный завод. Проект был международным – в его реализации приняли участие компании из Литвы и Чехии. Значительная часть тепловозов была изготовлена по заказу прибалтийских компаний.
В это же время #Метровагонмаш перешел к выпуску обновленной версии вагонов 81-740/741 «Русич». 1 сентября завод передал Московскому метро вагоны со сплит-системой и увеличенным количеством дверей модели 81-740.4/81-741.4 типа «Русич». Они были благосклонно встречены пассажирами.
2009 год стал переломным для Октябрьского электровагоноремонтного завода, который стал производственным предприятием, освоив не только ремонт, но и выпуск вагонов метро! При помощи коллег из Мытищ на ОЭВРЗ были построены «полосатики» - вагоны модели 81-714/717. Октябрьский завод стал третьим в России производителем поездов метро. Первые составы ушли в метрополитен Новосибирска.
Успешный пример внутрихолдинговой кооперации продемонстрировали Лугансктепловоз и НЭВЗ, которые на площадке в Украине начали совместное производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭЛ4. Локомотив был создан на основе электровоза #2ЭС4К «Дончак», который с июня 2008 года выпускается на НЭВЗе. Электровоз был необходим Украине, где ресурс старых грузовых электровозов был практически выработан. Одновременно производились и местные аналоги «Ермаков» - локомотивы 2ЭЛ5.
Еще одним важным направлением международного сотрудничества стало подписание в августе меморандума между Трансмашхолдингом, РЖД и АО «Улан-Баторской железной дорогой» (УБЖД) о сотрудничестве в сфере обеспечения парка УБЖД современным высокоэффективным подвижным составом.