Найти тему
Переплёт

Вторжение пришельцев: 3 фильма, которые не хуже книг, по которым они сняты

Оглавление

Знакомы ведь с теорией, что любая экранизация заведомо проигрывает в зрелищности книге, по мотивам которой был снят фильм? Как и в любом правиле, здесь есть исключения.

Конечно, исключения эти во многом субъективные. Но лично мне те три фильма, о которых будет речь в этой статье, кажутся если не лучше, то точно не хуже книг, которые легли в основу их сценариев. Тему взял только "вторжение пришельцев", но если идея таких подборок понравится, можно и развернуться: ведь фильмов по фантастическим книгам снято много.

Начну с самой известной истории о вторжении инопланетян. А закончу лучшим фильмом этого жанра, о первоисточнике которого почти никто не знает.

Война миров. Фильм 2005 года, роман 1897 года

Постер к фильму "Война миров"
Постер к фильму "Война миров"

Классика жанра - человеки оказались не готовы, пришельцы долго планировали нападение и строили планы. Вооружившись знаниями, они нанесли сильный и внезапный удар. В романе Уэллса он пришёлся по любимой им Англии, в фильме - по любимой Голливудом Америке (точнее, по всему миру, но весь фильм марсиане громят США).

Армия Штатов, что ожидаемо, быстро оказалась разгромленной. Почему-то киношники этот момент усиленно пропагандируют, оставляя спасение нации и мира героям-одиночкам. Горящие Абрамсы, превратившиеся в хлам Хаммеры, разбитые Апачи - кино можно смело подавать как антирекламу вот этого всего "сэр, есть, сэр!".

С учётом того, что Уэллс был больше сосредоточен на описаниях апокалипсиса, чем на судьбах героев, фильм выигрывает у книги в части визуализации истории и развитии линии главных героев. Причём, если брать именно общий фон, он самого романа сценаристы Спилберга ушли не очень далеко - фильм на самом деле по очень близким мотивам.

Как и роман Уэллса, так и фильм Спилберга - это приключенческая фантастика о вторжении пришельцев, которые полностью отличаются от нас своим менталитетом.

Основа жанра от Уэллса была достойно показана Спилбергом. Кино не хуже романа. Но и не лучше. Просто фильм вдохнул новую жизнь в уже избитую за сто лет идею.

Ловец снов. Фильм 2003 года, роман 2001 года

Кадр из фильма "Ловец снов". Именно с таким лицом его надо смотреть.
Кадр из фильма "Ловец снов". Именно с таким лицом его надо смотреть.
Стоит сразу предупредить о том, что и сам роман, и фильм по нему полностью вторичны по заложенным в них идеям. Не рассчитывайте на "что-то новенькое". Но... Фильму удалось то, что не удалось Кингу. Вдарить по шаблонам жанра скрытой сатирой!

Четверо друзей (шаблонные неудачники) собираются на выходных вместе. В планах - выпить много пенного, послушать бородатых анекдотов, чуть пострелять в лесных зверюшек. Но (опять шаблон) - что-то пошло не так.

Отдых прерывают странные и откровенно нелепые события: незнакомец выходит к дому компании и атакует ребят своими газами, потом женщина едва не попадает под колёса автомобиля, зверьё бежит в панике из леса.

Это лишь начало незабываемых приключений. Лес становится зоной карантина (как и положено), герои понимают, что пора уносить ноги, но (ожидаемо) не уносят. По округе распространяется инопланетная зараза (а как без этого), победить которую сможет только один человек, практически призрак из детства (ну это же Кинг, у него все страхи идут из юных лет).

Фильм вполне ожидаемо не получил высоких рейтингов, но нашёл своих поклонников среди любителей нестандартного апокалипсиса. Почему стоит посмотреть? Да ведь это "Нечто" от Кинга, щедро политое жгучим кетчупом чёрного юмора, чтобы отбить неприятный аромат.

То, что картина снята по книге Стивена Кинга, не значит вообще ничего: на самом деле это самое худшее его творение. И снять кино ещё хуже было бы очень сложно.

День, когда Земля остановилась. Фильм 2008 года, рассказ 1940 года

Робот Горт из фильма "День, когда Земля остановилась"
Робот Горт из фильма "День, когда Земля остановилась"
Да, это тот самый фильм, о существовании литературной основы которого мало кто знает.

Человек совершенно напрасно считал себя пупом Вселенной, а Землю - своим домом, который крепость. Теории о существовании внеземных цивилизаций допускались, конечно, но никогда не рассматривались всерьёз. И вот однажды идеи фантастов воплотились в реальность.

Один единственный пришелец вывел из строя спутниковую систему, беспрепятственно высадился на территории Манхэттена и сообщил, что готов начат процесс уничтожения человечества. Остаётся всего один шанс на спасение нашего вида...

И шанс этот такой, что для облечённых властью людей гораздо легче ответить всему миру "извини, Наташа, мы всё сломали", рекомендовать завернуться в простыни и не создавая паники ползти на погост. Ведь ради спасения цивилизации надо пойти на невероятные меры: объединиться, отказаться от оружия, жить все планетой в мире.

Кино стоит пересмотреть или посмотреть, если не смотрели, просмотр точно натолкнёт на важные мысли. Это крепкая социальная фантастика с большой долей правды. И, уверен, фильм вам покажется ещё лучше, если будете знать, что снят он по мотивам рассказа Гарри Бейтса "Прощание с повелителем", написанном в 1940 году, в преддверии Второй мировой.

Вот только в самом рассказе совсем нет ничего о том, почему же Земля должна "остановится". Фильм в этом вопросе реально гораздо глубже, что довольно таки необычно не только для Голливуда, но и в целом для кино.

Попробуйте сравнить этот фильм с его предшественником, снятым в 1951 году: там причины мирной жизни у пришельцев немного другие, даже более страшные и реалистичные. Достойное переосмысление идеи, заложенной в рассказ, который сам по себе "лёгкое чтиво". Что только пришелец там изображён нереальной красоты, Киану Ривз соответствует канону ;)

Какие ещё отличные фильмы о вторжении пришельцев посоветуете?