Юрий Трифонов «Обмен». О каком обмене написана повесть?
Юрий Валентинович Трифонов (28.08.1925 г. – 28.03.1981 г.) – выдающийся русский советский писатель и поэт, лидер «городской прозы». Его книги в советское время издавались небольшими тиражами, на них был ажиотажный спрос. Произведения писателя распространялись в самиздате, в библиотеках записывались в очередь на журналы с его повестями. У Трифонова были сложные отношения с цензурой и властями, его произведения публиковались с трудом. Сегодня, в день памяти Юрия Трифонова, хотелось бы вспомнить одну из его повестей.
В повести «Обмен» Трифонов задел болезненную проблему современной жизни – конформизм, который предполагает отсутствие у человека собственной позиции, пассивное принятие им существующего порядка вещей, его слепое подчинение мнению большинства.
Почему так названа повесть? Упоминание об обмене двух комнат на квартиру находится почти в последнем абзаце повести. Из 65 страниц повести только два предложения посвящены обмену. Так является ли квартирный обмен главным событием? О каком обмене идет речь? Ответ находится в конце повести в диалоге главного героя Виктора со своей матерью. Ксения Федоровна с горечью говорит сыну: «Ты уже обменялся, Витя… Обмен уже произошел».
Название повести является метафорой, которая выражает социально-психологические отношения между людьми в современном городе. Это обмен нравственных ценностей на материальные, одного образа жизни на другой. Взамен судьбы, данной рождением и воспитанием, приходит другая, навязанная социальной средой, в которой приходится жить.
Мать Виктора Дмитриева смертельно больна, но не знает этого. Жена Виктора Лена предлагает мужу поговорить с матерью об обмене их комнат в коммуналках на общую квартиру, чтобы не пропала жилплощадь свекрови. Виктор понимает, что этим разговором он даст понять матери близость ее кончины, и ему трудно решиться отнять у близкого человека последнюю надежду на выздоровление. Но в конце концов он поддается на уговоры жены и соглашается с необходимостью разговора, который и стал обменом совести, сострадания и доброты на благополучие и возможность нормального существования. Этот обмен стал причиной груза вины у человека, осознающего последствия своего поступка. Виктор после смерти матери перенес гипертонический криз, в 37 лет стал похож на пожилого дяденьку, потерявшего интерес к жизни.
В повести показаны антагонистические родственные отношения. У представителей семейств Дмитриевых и Лукьяновых свои ценности и представления о жизни. В художественном пространстве семья Дмитриевых олицетворяет собой непрактичную интеллигентность, семья Лукьяновых – беспринципный практицизм. Лена Лукьянова – «женщина-бульдог», она умеет ставить для себя задачу и добиваться ее решения. Дмитриевы – потомственные интеллигенты, ценящие чистоту нравственных принципов. Однако нетерпимость семьи к жене Виктора превращает отношения между семьями в отношения прочной вражды. По мнению Трифонова, это проявление псевдоинтеллигентности.
Непримиримые семьи повесили друг на друга ярлыки по собственным убеждениям. Дмитриевы Лукьяновых презирают за мещанство, Лукьяновы Дмитриевых упрекают в ханжестве и особой корысти: делать добрые дела, чтобы ощущать свое моральное превосходство над другими. Виктор Дмитриев оказался на линии семейного фронта, он любит двух умных и хороших женщин: мать и жену, хотя в Лене отмечает какую-то «недочеловечность», «душевный дефект». Он понимает, что Лена живет, как все, ведь многие под влиянием силы обстоятельств идут на сделки с собственной совестью, чтобы улучшить качество своей жизни. Для Виктора всё в окружающем мире «олукьянилось».
По мнению Трифонова, человеческое поведение определяется двумя нормами. Либо человек признает допустимым то, что признает допустимым большинство, либо руководствуется нравственным императивом, однозначно определяющим границы добра и зла. Если время или среда продиктовали какое-то поведение человеку как массовое, он воспринимает его как правильное. К примеру, если все вокруг воруют, человек считает, что воровство является естественным процессом. Трифонов все же напоминает своему читателю, что, если деньги и личное благополучие для большинства сегодня высшая ценность, это не значит, что это – истина. Истина не в массовом сознании, а в нравственном императиве.
В 1977 г. на Литовской киностудии был снят по повести одноименный фильм.