Давным - давно, почти 30 лет назад именно таким способом учила меня моя собственная бабушка- учитель математики
В итоге математику я, изначально неспособная, в итоге знала на "отлично".
К сожалению, система формирования умственных действий все реже используется в современной школе. Некогда, да и ФГОСЫ предлагают ребятам учиться самим, а учителю отводится лишь направляющая роль.
Знакомьтесь, советский педагог П.Я.Гальперин
Итак, метод Гальперина заключаются в следующем.Перво- наперво нужно понять, что это метод обучения, а не самообучения.Взрослый должен быть рядом, должен направлять и контролировать.
1.Создаем ВМЕСТЕ с ребенком зрительную опору( памятку, КАК надо выполнять вычисление, определять склонение и т.п.)
2.С опорой на памятку ребенок ВСЛУХ выполняет задания.Взрослый рядом контролирует проговаривание и выполнение. Этот этап длится пару дней.
3.Памятка перемещается на дальний угол стола. Можно ( и нужно)поглядывать, проговаривание вслух сохраняется
4.Проговаривание сохраняется, но в сокращенном варианте. Заглядывать можно и нужно при необходимости
5.Проговаривание во ВНУТРЕННЕЙ речи. Попробуйте умножить двузначное на двузначное, сразу вспомните, что значит проговаривать:))) "4 пишу, 1 запоминаю"
Если появляются ошибки, то возвращаемся к самому первому пункту.
Внимание!!
Дети очень часто начинают еще на 2 этапе пытаться делать все молча, а то и сразу писать ответ.Не разрешайте, пожалуйста!! Начнутся ошибки, которые потом исправить будет сложно.
И еще один момент: не упрощайте эту систему до умения "пользоваться памяткой".Это совсем другое.Нужно именно проговаривание по памятке с постепенным сворачиванием внешней речи во внутреннюю.