Найти тему

Трансгуманизм: происхождение, идеи, оценки

Оглавление

Он помог бы нам преодолеть как психологические, так и физиологические болезни: рак, СПИД, сахарный диабет, старческое слабоумие, болезни Альцгеймера и Паркинсона и даже «серебряное цунами» — так называют старение населения планеты. Мы могли бы навсегда упразднить скуку, усталость и раздражение, сохранив возможность получать удовольствие от жизни, любви и красоты.

Речь идёт о трансгуманизме. Каковы его основные идеи и направления? Кто за, а кто против? Ответами поделилась преподаватель Школы критического мышления и популяризатор философии Екатерина Гресь.

Термин впервые использовал биолог-эволюционист и основатель ЮНЕСКО Джулиан Хаксли в 1957 году в работе «Новые бутылки для нового вина». Основные идеи и направления развития трансгуманизма в 2017 году описал философ, врач и теолог Жан Бобок в книге «Расшифрованный трансгуманизм». Перечислим их:

Преодоление конечности бытия человека.

Развитие нанотехнологий. Трансгуманисты считают, что наномашины смогут выполнять множество разных задач и будут обладать такой точностью, что человеческое вмешательство им не понадобится.

Редактирование генома для устранения генетических заболеваний.

Вживление технологических устройств в тело и мозг человека.

Создание искусственного интеллекта и перенесение сознания человека на другой носитель. По сути, трансгуманисты предлагают цифровое бессмертие.

Крионика. Идея берёт своё начало в философии русского космизма Николая Фёдорова и представляет собой практику сохранения человека при сверхнизких температурах. Трансгуманисты рассчитывают, что наука уйдёт вперёд и создаст технологии, способные его оживить, омолодить и оздоровить.

Умная пыль. Предполагается создание микроскопической сетки, электромеханических связанных между собой устройств, которые будут получать данные из окружающей среды, иметь собственные сенсоры, коммуникацию и питание и смогут выполнять любые задачи: от диагностики организма до управления погодой.

Десексуализированное воспроизводство человека. Идея состоит в том, чтобы выращивать детей в искусственной матке.

О происхождении трансгуманизма

Трансгуманистические начала находят у Фрэнсиса Бэкона и других представителей классической академической философии, но кризис европейского гуманизма всё-таки обозначил Фридрих Ницше. Он предложил концепцию Сверхчеловека — того, кто придёт на смену богу и человеку. Эту идею развили Мишель Фуко и другие философы XX века.

Некоторые приверженцы современного трансгуманизма считают, что прообразом всей трансгуманистической философии был труд А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии». Кроме того, интеллектуальную базу для неё создали Вернадский, Иванов, Циолковский, Чижевский и Николай Фёдоров, для которого смерть — не неизбежный фатум. Он считал, что человек создан для жизни вечной, что мы должны переделать мир и победить смерть. Другие сторонники трансгуманизма апеллируют к работам Карла Маркса, уверенного, что автоматизация и технологии позволят человеку больше никогда не работать и уделить время собственному развитию.

Трансгуманизм: «за» и «против»

В российском интеллектуальном дискурсе трансгуманистические идеи вызывают более сильное сопротивление, чем на Западе. Например, защитникам семьи не нравится идея преодоления пола. Они утверждают, что после отказа от бинарной системы мы перестанем понимать, что мужское, а что женское, и таким образом размоются привычные границы социальных ролей.

С позиции представителей церкви трансгуманизм — порочное явление, которое идёт вразрез с христианской догматикой. По их мнению, изменения искажают природу человека и не приведут ни к чему хорошему. Есть и те, кто боится, что новые технологии вытеснят человека, который перестанет развиваться и не сможет конкурировать с машинами. Также некоторые критики движения считают, что трансгуманизм создаёт новую систему ценностей, философию и религию и тем самым подрывает корректное управление государством.

Что особенного в человеке

Полемика сторонников и противников трансгуманизма ведётся вокруг главного вопроса: «Есть ли нечто особенное в принадлежности к биологическому виду homo sapiens?» По мнению вторых, биомедицинские вмешательства могут привести к утрате маркеров морального статуса, который мы придаём людям.

Критики трансгуманизма выделяют три особенности человеческой натуры:

1. Человек уязвим. Согласно этой точке зрения, люди должны страдать, стареть и умирать, и именно уязвимость делает человеческую жизнь ценной, а человека человеком.

2. Место человека в природе рядом с другими организмами. Это значит, что мы не должны эволюционировать иным образом, кроме привычного для природы.

3. Человек социален. Без привычной нам коммуникации разрушатся социальные связи, вся сетка межличностных отношений, обязательств и иерархических структур, а это приведёт к глобальному краху человечности.

Главный аргумент «за» трансгуманизм — человеколюбие. Сторонники этого научного движения продолжают мысль гуманистов прошлого, которые говорили о значении отдельной личности, о том, что человек должен стремиться улучшить положение вещей, содействовать рационализации, увеличению степени свободы, терпимости, демократии и построению общества благоденствия.

А что вы думаете об этой философской концепции? Чьи аргументы вас убеждают — сторонников или противников? Делитесь мнениями в комментариях.

#философия #Екатерина гресь #трансгуманизм #образование