Найти в Дзене

Контроль после выпуска: курс выбран верно

1 февраля Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России отметило свой 10-летний юбилей. Какие изменения произошли в его структуре с 2012 года, каковы достижения постконтроля на сегодняшний день и какие цели стоят перед Главным управлением в связи с масштабным реформированием таможенных органов, рассказывает начальник ГУТКПВТ Сергей Александрович Семашко.

Сергей Александрович, что сегодня представляет собой контроль после выпуска товаров, как изменились к нему подходы за эти десять лет и какие достигнуты результаты?

Несмотря на то, что ГУТКПВТ исполнилось всего 10 лет, контроль после выпуска товаров как направление таможенного контроля существовало и раньше в составе других структурных подразделений таможенной службы Российской Федерации, и имеет уже значительный опыт и богатую историю.

В 2012 году, имея в своем арсенале инструмент в виде таможенной проверки, Главное управление сконцентрировало, в первую очередь, внимание на этой форме таможенного контроля, и на анализе результатов ее применения. Таможенная проверка, а ранее это была таможенная ревизия, позволяет решать основную фискальную задачу – пополнение бюджета государства за счет выявления и пресечения фактов неуплаты и неполной уплаты таможенных платежей.

За эти года изменились: подходы к выбору объекта проверки, и сама проверка. Внедрены субъектно- и объектно-ориентированные модели контроля, основанные на использовании системы управления рисками.

-2

Таможенные проверки для проверяемого лица стали менее обременительными, процессы более понятными, прозрачными и предсказуемыми. Реализованы уведомления проверяемого лица о назначении проверки, обмен документами через личный кабинет, законодательно закреплен и применяется механизм возражений по акту таможенной проверки, как способ досудебного решения споров.

Существенно возросла точность выбора объекта контроля, что позволило отойти от массовых (профилактических) проверок, и вместе с этим уменьшить нагрузку на бизнес.

Указанные процессы оптимизации контрольной деятельности позволили повысить уровень собираемости денежных средств в бюджет Российской Федерации: в 2021 году по отношению к 2020 сумма перечисленных в бюджет денежных средств по результатам деятельности подразделений ТКПВТ выросла на 21%.

Перечень задач ГУТКПВТ в течение 10 лет актуализировался с учетом стратегии развития ФТС России, пополнился новым функционалом. Это и задачи по пресечению незаконного ввоза санкционных товаров и товаров изъятия при трансграничном перемещении с территории государств-членов ЕАЭС, и контроль при обороте в условиях расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке.

О том, что подход был выбран верно, свидетельствует из года в год положительная динамика основных показателей. За последние 10 лет сумма таможенных платежей, дополнительно начисленных по результатам таможенных проверок, выросла в 9 раз и составила по итогам 2021 года 24,4 млрд руб., эффективность одной проверки выросла с 0,5 млн руб. до 13 млн рублей.

В современных реалиях цифровизации всех сфер жизни как меняются бизнес-процессы таможенного контроля после выпуска товаров?

В рамках реализацииСтратегии 2030 важным моментом является разработка новой модели выбора объектов контроля с учетом технологии «цифровых двойников» на основе критериев оценки поведения участника ВЭД.

По каждому подконтрольному лицу системой будет осуществляться автоматическая оценка его деятельности.

На основе динамики изменений показателей деятельности подконтрольного лица система позволит смоделировать поведение подконтрольного лица, оценить критичность выявленных отклонений с точки зрения вероятности нарушения им таможенного законодательства.

Особо отмечу реализуемую сегодня технологию прослеживаемости товаров. С 1 июля прошлого года прослеживаемость введена для отдельных товаров, и мы уже используем ее для анализа и выбора объектов контроля. Такая система реализуется документальным способом без применения идентификационных марок и считывающих устройств.

В настоящее время проводится анализ первой порции информации, поступившей из национальной системы прослеживаемости товаров с учетом автоматического ранжирования по уровню риска нарушения таможенного законодательства.

Сведения из национальной системы прослеживаемости товаров и их детализация до артикула и одновременно связывание с ККТ (контрольно-кассовая техника) позволят разработать алгоритмы автоматического выбора объектов на основе индикаторов, характеризующих признаки сокрытия реализации прослеживаемого товара, а также попытки легализации незаконно ввезенного товара под видом легального.

В целях выбора объектов контроля оборота товаров в настоящее время также используются инструментарий внедренной маркировки товаров. Сегодня в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС Маркировка) – сведения по 10 товарным позициям (товарам легкой промышленности, обуви, молочная продукции и др.).

Таким образом, подразделения ТКПВТ обладают колоссальными информационными ресурсами не только своего ведомства, но и иных контролирующих органов, которые позволяют комплексно подходить к оценке наличия признаков нарушения и автоматически осуществлять выбор объектов для постконтроля.

Какие результаты достигнуты ГУТКПВТ в 2021 году в результате межведомственного взаимодействия с контролирующими органами?

Приоритетное место в вопросах межведомственного взаимодействия занимает взаимодействие с ФНС России.

Совместная работа таможенных и налоговых органов направлена на выбор объектов контроля в целях выявления взаимосвязанных нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, борьбы со схемами уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.

Службами выработаны подходы к совместному контролю, а также механизмы и инструменты реализации задач.

-3

Также, более тесно стали работать с подразделениями Роспотребнадзора в рамках проверок на внутреннем рынке по маркировке товаров, табака, контрафактных товаров.

-4

Немаловажное значение имеет межведомственное взаимодействие в вопросах контроля, осуществляемого мобильными группами. Это в первую очередь подразделения МВД России, Пограничная служба ФСБ России, Росгвардия.

Мобильные группы – что нового в организации их деятельности и какова эффективность их работы сегодня?

С момента образования мобильных групп в 2014 году, проделана большая работа, начиная с укомплектования квалифицированными кадрами и их перевода из гражданских государственных служащих в статус офицеров, разработки нормативно-правовой базы, расширения полномочий и территории деятельности до обеспечения мобильными комплексами и всем необходимым при работе в сложных условиях, а главное – внедрения в деятельность мобильных групп цифровизации и автоматизации, в том числе при выборе объектов контроля.

Сегодня вопросам организации деятельности мобильных групп также уделяется приоритетное внимание. Руководителем ФТС России В.И. Булавиным утвержден План мероприятий по повышению эффективности деятельности мобильных групп, который включает в себя задачи как нормативного, так и организационного характера. Эти задачи находятся у нас на особом контроле.

-5

В деятельности мобильных групп используются программные средства, позволяющие в режиме реального времени выявлять признаки нарушений, сверять полученную информацию с базой данных ранее выявленных нарушений (Библиотекой-досье).

Каждый мобильный комплекс оснащен рядом технических средств, позволяющих осуществлять комплекс поставленных задач в полном объеме. В качестве примера можно привести систему считывания и распознавания государственных номерных знаков, переносные рентгенотелевизионные установки, портативные телевизионные системы досмотра, тепловизоры, видеоскопы «Крот», позволяющие заглянуть в грузовой отсек транспортного средства без нарушения целостности пломб, а также и иные технические средства таможенного контроля.

Также в связи с увеличением выявлений незаконного перемещения табачной продукции, в деятельность мобильных групп внедрено использование металлоискателей в целях выявления тайников из металлоконструкций в грузовых отсеках транспортных средств.

-6
-7

Подводя итоги, какие приоритетные задачи Вы ставите перед постконтролем?

Мы поставили себе амбициозные задачи по автоматизации работы, как при анализе, так и при выборе объектов контроля:

- обеспечение непрерывности таможенного контроля;

- создание и совершенствование цифровых инструментов выбора объектов контроля.

Уровень автоматизации операций является существенным фактором, влияющим на конечный результат таможенного контроля. Поэтому эта ключевая задача присутствует в перечне задач по каждому из направлений контроля после выпуска.

В части развития технологий будет продолжена работа по реализации:

· технологии «цифрового двойника»;

· технологии маркировки товаров средствами идентификации;

· системы прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации.

ГУТКПВТ организованы и проводятся эксперименты по внедрению таможенного мониторинга и таможенного аудита, которые также включены в перечень задач Стратегии 2030.

Все это направлено на то, чтобы сделать контроль после выпуска товаров более эффективным без излишней нагрузки на бизнес, обеспечить чистоту рынка и содействие развитию экономики нашего государства, и при этом создать надежный заслон от внешних угроз и недобросовестной конкуренции.

Другие интервью читайте в выпусках журнала «Таможня»: https://customs.gov.ru/press/zhurnal-tamozhnya

#ФТС #фтсроссии #таможня #customs #таможенныйконтрольпослевыпуска #постконтроль #гуткпвт