Золотым веком называют период в культуре, когда создаются знаковые произведения, меняющие вектор развития искусства и культуры на дальнейшие десятилетия. Золотой век есть в каждой культуре, где-то он случался раньше, как, например, в Италии (там Золотым веком была эпоха Возрождения), в России же он случился в XIX столетии. Лектор Вероника Салтыкова в рамках курса «Университет 8 кленов», рассказывает, как наследие этого периода влияет на нас сейчас.
Что способствовало развитию русского искусства?
К девятнадцатому столетию устаканилось множество процессов, которые в бешеном темпе развивались в восемнадцатом веке. Здесь мы в первую очередь говорим о реформах Петра I и политике Елизаветы Петровны, эти правители оказали наибольшее влияние на русскую культуру.
Заслуга Петра, в первую очередь, заключается в том, что он дал России европейскую светскую культуру, которая также проявилась в искусстве. Оно стало больше ориентироваться на жизнь аристократии, а не на религиозные темы, интересоваться искусством стало модно. Петр и сам подавал пример, коллекционируя произведения искусства, правда, он это делал бездумно, просто скупал произведения, которые ему нравились.
Елизавета также интересовалась искусством, но уже более осознанно. Если Петр указал русским дворянам путь к искусству, то Елизавета создала настоящую колыбель для развития искусства — Академию художеств. Именно Академия до самого XX века будет задавать тон изобразительной культуре, в ней будут развиваться актуальные жанры.
Когда Академия правила бал
До Академии художники в России были, но они учились в частном порядке у мастеров. Академия давала возможность обучать сразу большое количество деятелей искусства и делать это в виде некоторой системы. Путь художника в Академии был очень долгим: детей туда отдавали в 5-6 лет, исключительно мальчиков, и в стенах образовательного учреждения они проводили множество лет.
Учеба начиналась с черновой работы: дети перерисовывали орнаменты, делали копии, чтобы «набить руку», затем начинался их путь по классам академии. Существовала целая иерархия классов, которые проходил художник, и определенная иерархия жанров: пейзаж, потрет, натюрморт. Есть еще историческая картина, есть марина — морской пейзаж. Историческая картина считалась венцом мастерства, что неудивительно: эти произведения обладают самой сложной композицией и цветовым решением, один неверный мазок мог испортить всю картину. Самым простым же считался натюрморт и довольно долго этот жанр вообще всерьез не воспринимали.
Главным стилем в стенах Академии долгое время был классицизм. Это строгий стиль, отличавшийся выверенностью, геометричностью, симметрией. Эти качества делали его с одной стороны скучным, а с другой — давали сильную базу, из которой произросли следующие стили.
Вскоре вслед за классицизмом популярность набрал романтизм. Если в классицизме были жесткие правила — герой портрета смотрит прямо на зрителя, а главные герои — преимущественно правители и аристократы, то в романтическом портрете художники часто изображают крестьян, поэтов, творцов. Художники начинают экспериментировать с героями, стараются показывать не только то, как они выглядят, но и рассказывать их историю через глубокий символизм.
Во второй половине девятнадцатого века художники обращают внимание на критический реализм. Этот стиль рождается из нарастающей социальной напряженности в русском обществе. Непопулярность политики Николая I, становящееся все более очевидным неравенство находят отражение в работах таких художников как Перов, Шишкин, Куинджи, Репин. Они отказываются писать полотна с возвышенными сюжетами, вдохновленными мифологией или классическими произведениями, их больше интересует реальность с ее несправедливостью.
Покровители и галереи
Академисты были не в восторге от того, как переориентировалось искусство. Возможно, мастера старой школы и задавили бы стиль критического реализма, но на помощь пришли покровители. Многие коллекционеры, среди которых настоящий инфлюенсер Павел Михайлович Третьяков, интересовались работами бунтующих художников и покупали их полотна. И хотя Синод запрещал Третьякову демонстрировать некоторые произведения, например «Крестный Ход», тот все равно покупал полотна, видя в них правду жизни.
Именно эти бунтующие художники уже в двадцатом столетии создадут базу для развития авангардизма, импрессионизма и других жанров. Критический реализм станет базой, которой в свое время являлся классицизм. Чтобы прийти к авангардизму, нужно от чего-то отталкиваться, нужно себя чему-то противопоставить. И, конечно, все академическое искусство и передвижники XIX века для наших экспериментаторов стали отправной точкой. То есть они как бы себя противопоставили тому, что было создано в XIX веке.
Но нельзя сказать, что стили сменяли друг друга, как картинки на слайд-шоу, вовсе нет. Многие из этих направлений возникали друг за другом, но развивались параллельно, у каждого стиля были свои приверженцы, и нельзя сказать, что один стиль «отменял» все остальные.