Многие люди, родившиеся на рубеже XX и XXI веков, почерпнули знания о древних кровососах из культового произведения Брэма Стокера, его экранизаций и вольных интерпретаций образа и «последователей» графа Дракулы. Вспоминаются также «Сумерки», «Настоящая кровь», «Реальные упыри»… А с 28 марта по будням в вечернем эфире ТВ-3 – сериал «Вампиры средней полосы», который расскажет об особенностях жизни кровососов в современном Смоленске.
Но на самом деле образ вампиров появился задолго до Дракулы, литературный возраст которого - всего 125 лет. Для всех фанатов истории, вампиров и историй о вампирах мы подготовили краткий экскурс в прошлое и сейчас расскажем, откуда взялись вампирские мотивы в искусстве.
До XVIII века
В мифологии древних народов часто встречались истории о существах, пьющих кровь, живущих ночью и опасающихся света. В основном, эти легенды существовали для предупреждения детей - ночью гулять опасно! Но со временем истории про кровопийц обрастали все новыми деталями и образами. При том, в каждой культуре у них были свои имена и особенности.
Все монстры Древней и Средневековой Греции пришли к нам, как несложно догадаться, из мифов о богах. Например, там фигурировала Ламия — ливийская королева и любовница Зевса, чьих детей в отместку похитила Гера. Отчаявшаяся женщина с горя ушла жить в горы, поселилась в пещере и до конца своих дней питалась кровью чужих детей. Впоследствии ламиями стали называть демонических существ, способных перевоплощаться и соблазнять мужчин. Встречается также Эмпуса — одна из спутниц богини смерти Гекаты, пожирающая жизни. А ещё были мормоликаи, которые появились от Мормо — женщины, якобы съевшей своих детей.
Древний Рим не был столь богат на богинь и чудовищ, а понятие вампиризма появилось там из-за необходимости объяснять неожиданную смерть младенцев. Связывали её с появлением стриксы — ночного демона или ведьмы, нападавшей на детей. Кто читал, смотрел или играл в «Ведьмака», возможно, вспомнит стрыгу, родственницу стриксы.
Некоторые уверены, что мифы о кровососах зародились в Европе благодаря цыганам, пришедшим когда-то из Индии. Индийские ракшасы описываются как хтонические существа или демоны, обитающие на кладбищах и сбивающие с пути набожных людей. Они также любили нарушать человеческие ритуалы, убивали младенцев и выслеживали беременных женщин. Кроме этих существ, были ещё бхуты — души умерших, скончавшихся безвременно от безумия или физиологических недостатков. Они скитались в ночи, были способны вселяться в тела мертвецов и пожирать живую плоть. Привет всем поклонникам зомби!
А вот в Древнем Китае существовала история о чиан-ши — погибшем от неестественной смерти теле (в основном — несформировавшегося в утробе плода или мертвого человека), в котором обитала сильная душа. Кровь это существо не употребляло, зато нападало на молодых женщин, не могло подняться из могилы, боялось чеснока, а в случае успешной трансформации было способно обратиться в обросшее волосами летающее нечто.
У славянских народов существовали свои мифологические представления о вампирах — упырях. На востоке они представлялись злыми колдунами, которые в течение жизни были еретиками — то есть людьми с «неправильными» верованиями. Как правило, упыри имели жуткий вид, включающий острые клыки, и были способны прокусывать сталь, быстро передвигаться и приносить в деревни эпидемии. У западных и южных славян упырь – мертвец, протыкающий кожу жертвы кончиком раздвоенного как у змеи языка. А еще имела место мара — душа погибшей некрещенной девушки, проникающая в дома и нападающая на детей и женщин. Впоследствии жертвам всю ночь снились кошМАРЫ, от которых они чахли и умирали.
XVIII век
Первое появление собственно вампиров как культурного феномена произошло в первой половине XVIII века как следствие серии эпидемий и войн с турками. Большой вклад в популярность этого мотива вложил случай Арнольда Павле — солдата из Австрийской Сербии, жившего в начале 1700-х. Он утверждал, что был атакован вампиром на турецком фронте. После своей трагической смерти уже после войны, он якобы стал появляться возле своего дома, нападать и высасывать кровь у людей и скота. Соседи были так встревожены, что пришлось проводить эксгумацию трупа, в результате которой врач, бывший полевой хирург, заключил, что Арнольд Павле действительно был вампиром.
Не менее известный случай произошёл с крестьянином по имени Петар Благоевич, который после своей смерти в 1725-м требовал от родственников подношений, являлся своим жертвам во снах и якобы погубил кучу народа. После всех этих событий европейская культура открыла для себя всю прелесть постмодернизма в контексте адаптации мифов и легенд о монстрах-кровососах для своих реалий. Так началась так называемая «вампирская истерия» — рассказы, стихи, книги, издаваемые в печатном формате и посвященные вурдалакам.
Остановимся на самых известных произведениях, посвященных ночным монстрам.:
● Небольшое стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748). Сюжет повествует об отвергнутом мужчине, который клянется возлюбленной посетить ее ночью и выпить ее кровь;
● Баллада «Ленор» Готфрида Августа Бюргера (1773). Её сюжет Denn die Todten reiten schnell («Ибо мертвые передвигаются быстро») цитировался в «Дракуле» Брэма Стокера;
● Стихотворение Иоганна Вольфганга Гёте «Коринфская невеста» (1797) о восставшей из могилы невесте, которая ищет своего возлюбленного;
● Эпическая поэма Роберта Саути «Талаба Уничтожитель» (1797), в котором главная героиня — покойная возлюбленная Талабы по имени Онейза – превращается в вампира.
Ближе к концу XVIII века вампиризм «перетек» из аристократического фольклора в простонародный — спасибо сказкам Шарля Перро и братьев Гримм. Также в развитии жанра большую роль сыграло освобождение литературы и искусства в целом от церковных постулатов: мир больше не делился на «черное» и «белое», а имел «серые» вкрапления в виде нежити.
XIX век
Главным «литературным вампирологом» этого столетия, безусловно, является лорд Байрон. В своей эпической поэме «Гяур» (1812-1813) поэт прибегает к традиционной фольклорной концепции вампира, герой которой — существо, вынужденное пить кровь и отнимать жизни. Путешествуя по Востоку, Байрон сочинил историю о загадочном аристократе, которая впоследствии легла в основу произведения «Вампир» (1819) Джона Уильяма Полидори. Именно это произведение впервые познакомило читателя с образом, который многие из нас привыкли считать каноническим. Здесь существо представлено не отвратительным монстром, а высокоинтеллектуальным, обаятельным и привлекательным человеком, который, однако, хранит страшный секрет.
В середине XIX века появилось культовое для вампирского жанра произведение — анонимный рассказ «Таинственный незнакомец» (1860). В нем рассказывается о дворянине Аззо Ван Клатке, избранница которого с каждым днем слабела, в то время как супруг становился моложе и крепче. Раны на шее девушки намекали на неприятный для ее истории финал, но кол, простите, гвоздь в голову был вбит именно душегубу. Кстати, отдельные отрывки «Таинственного незнакомца» позже прозвучали в «Дракуле» (1897).
Романов о вампирах в XIX веке было много. В России Алексей Константинович Толстой посвятил этой теме новеллу «Семья вурдалака» (1839) и повесть «Упырь» (1841). Но самое известное произведение XIX века о кровопийцах все же вышло из-под пера Брэма Стокера. Сам по себе роман представляет собой переработанные мотивы трансильванского фольклора и истории господаря Валахии Влада Цепеша, а также произведения ирландца Шеридана Ле Фаню «Кармилла» (1871) о вампирше с лесбийскими наклонностями. Тем самым Стокер открыл новый пласт литературы, подарил кино образ соблазнительной женщины-вамп и косвенно стал причиной появления новых графьев-кровопийц.
XX век
XX век настолько богат на вампирскую тематику, что стоит остановиться только на самых выдающихся произведениях.
Большинство художественных произведений о вампирах начала века являются явным отражением работы Стокера. Примеры тому — культовый фильм «Носферату, симфония ужаса» (1922), а также знаменитые образы Белы Лугоши в бродвейской адаптации романа Брэма Стокера и фильме «Дракула» (1931) и Кристофера Ли в фильмах «Змеиная яма и маятник» (1967) и «Граф Дракула» (1970).
В послевоенные годы стало появляться все больше произведений про альтернативные миры, где вампиры, скорее, — хозяева планеты, а вампиризм узаконен или является неотъемлемой частью жизни людей. Самые яркие примеры:
● роман Ричарда Мэтисона «Я — Легенда» (1954), в котором Лос-Анджелес будущего заполонила кровососущая нежить;
● роман Джорджа Мартина «Грезы Февра» (1982), в котором вампиры — отдельный, внешне идентичный людям род, представители которого пытаются найти себе средства пропитания и сосуществовать на равных;
● роман Брайана Стэблфорда «Империя страха» (1988), рассказывающий об альтернативном мире, где вампиры используют людей как корм.
Отдельного упоминания заслуживают «Вампирские хроники» Энн Райс (1976-2018), которые подарили нам графа Лестата де Лионкура и вылились в фильмы «Интервью с вампиром» (1994) и «Королева проклятых» (2002), балет «Интервью с вампиром» (1997), мюзикл «Лестат» и четыре комикса. А также трилогия Лизы Джейн Смит «Дневники вампира» (1991), которая впоследствии получила книжное продолжение и сериальную экранизацию (2009) с Ниной Добрев, Полом Уэсли и Иэном Сомерхолдером.
XXI век
В начале века вампир представлял собой уже не просто соблазнительного красавца, а бунтаря-рок-н-рольщика, например, в фильмах «От заката до рассвета» (1996) или «Блэйд» (1998). Вероятнее всего, это влияние популярности музыкального стиля «гранж» и любовь модельеров 1990-х к коже.
В 2005 году романы Стефани Майер «Сумерки» заставили зрителя по-новому посмотреть на образ современного лиричного героя. В 2008 году после выхода первого фильма образ вампира снова стал востребован массами и открыл дорогу новым романтическим комедиям и мелодрамам, в которых главные герои представляли собой нежить: «Выживут только любовники» (2013), «Тепло наших тел» (2013) и т. д.
Набирают популярность и сериалы, включая «Настоящую кровь» (2008) и, опять же, «Дневники вампира» (2009). Свою лепту в развитие вампирского жанра и любви публики к нему вносит комикс режиссера Гильермо дель Торо и Чака Хогана «ШТАММ» (2009), повествующей о вампиризме как вирусной эпидемии.
В 2014-м году режиссер и сценарист Тайка Вайтити представляет миру мокьюментари «Реальные упыри», высмеивающее все вампирские клише. Его герои — кровопийцы из разных эпох — вынуждены выживать в мире гаджетов, онлайн-знакомств и неподдающихся «жертв». Пять лет спустя этот сюжет найдет свое продолжение в комедийном сериале «Чем мы заняты в тени».
В 2006 году Виктор Пелевин выпускает роман «Empire V», в котором новообращенный вампир вынужден балансировать между миром вампиров и миром людей, осваивая новые способности. А в конце 2018 года у Алексея Иванова выходит мистический хоррор «Пищеблок», в котором пионеры противостоят вампирам в разгар Олимпиады-80. В 2021 году увидела свет сериальная экранизация «Пищеблока».
Вскоре состоялась и премьера «Вампиров средней полосы». Здесь герои — уже не жестокие убийцы, ждущие ночи и спящие в гробах. Скорее, наоборот: не лишенные обаяния вампиры живут в российских реалиях, приспосабливаются к жизни в XXI веке и стараются хранить хрупкий мир между иным и человеческим мирами.
Кстати, посмотреть на жизнь отечественных вампиров можно на канале ТВ-3 с понедельника по четверг в 19:30.
Ещё больше необычных подробностей и удивительных фактов из вселенной ТВ-3 ищите в нашем Телеграм-канале: https://t.me/tv3russia
16+