Найти в Дзене

Эдди Мёрфи

Эдвард Риган Мерфи — американский комедийный актёр, кинорежиссёр, продюсер и певец, пик популярности которого пришёлся на 1980-е годы. Эдвард Риган (Э́дди) Мерфи (англ. Edward Regan «Eddie» Murphy; род. 3 апреля 1961, Бруклин, Нью-Йорк) — американский комедийный актёр, кинорежиссёр, продюсер и певец, пик популярности которого пришёлся на 1980-е годы. Наиболее известен по роли Акселя Фоули во франшизе «Полицейский из Беверли-Хиллз», а также по главным ролям в фильмах «Поменяться местами», «Бумеранг», «Святоша», «Доктор Дулиттл» и «Доктор Дулиттл 2». Актёр также известен тем, что во многих своих фильмах играл несколько ролей в дополнение к главному герою. Таковыми являются «Поездка в Америку», «Вампир в Бруклине», «Чокнутый профессор» и его продолжение, «Клёвый парень», «Приключения Плуто Нэша», «Уловки Норбита» и «Знакомьтесь: Дэйв».Мерфи также записывал музыкальные альбомы и озвучил нескольких персонажей, в том числе Осла во франшизе «Шрек» и дракончика Мушу в мультфильме «Мулан». Кро

Эдвард Риган Мерфи — американский комедийный актёр, кинорежиссёр, продюсер и певец, пик популярности которого пришёлся на 1980-е годы. Эдвард Риган (Э́дди) Мерфи (англ. Edward Regan «Eddie» Murphy; род. 3 апреля 1961, Бруклин, Нью-Йорк) — американский комедийный актёр, кинорежиссёр, продюсер и певец, пик популярности которого пришёлся на 1980-е годы. Наиболее известен по роли Акселя Фоули во франшизе «Полицейский из Беверли-Хиллз», а также по главным ролям в фильмах «Поменяться местами», «Бумеранг», «Святоша», «Доктор Дулиттл» и «Доктор Дулиттл 2». Актёр также известен тем, что во многих своих фильмах играл несколько ролей в дополнение к главному герою. Таковыми являются «Поездка в Америку», «Вампир в Бруклине», «Чокнутый профессор» и его продолжение, «Клёвый парень», «Приключения Плуто Нэша», «Уловки Норбита» и «Знакомьтесь: Дэйв».Мерфи также записывал музыкальные альбомы и озвучил нескольких персонажей, в том числе Осла во франшизе «Шрек» и дракончика Мушу в мультфильме «Мулан». Кроме того, много и успешно работал в комедийном жанре стендап.

Номинант на «Золотой глобус» за фильмы «Сорок восемь часов», «Поменяться местами», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Чокнутый профессор» и «Меня зовут Долемайт», а также обладатель награды[1] за роль в мюзикле «Девушки мечты». За этот же фильм номинировался на премию «Оскар».

Занял[когда?] 10 место в списке «100 величайших стендап-комиков всех времён» по версии телеканала Comedy Central[2].Уже в детстве Мерфи начал развивать навыки игры нескольких персонажей, впечатлившись актёрскими работами Питера Селлерса[10]. В возрасте пятнадцати лет он впервые услышал комедийный альбом Ричарда Прайора That Nigger’s Crazy, который послужил толчком на его решение стать комиком[11]. Официально карьера будущего актёра началась 9 июля 1976 года, когда он выступил на шоу талантов в Молодёжном центре Рузвельта, исполнив роль певца Эла Грина под его же песню «Let's Stay Together». Вскоре Мерфи начал работать в клубах, которые находились в пределах пешей досягаемости от его дома, а затем ночью в местах, требовавших от него поездок на поезде. Одним из них был Bay Area Comedy Club, в котором также начинали свой путь к карьере Робин Уильямс и Вупи Голдберг. Из-за этого ему приходилось пропускать учёбу, и после того, как его мать узнала об этом, она настояла, чтобы сын начал посещать летнюю школу[11].

Ранние стендап-выступления Мерфи часто содержали насмешки над разными этническими и социальными группами: белыми англосаксонскими протестантами, афроамериканцами, итальянскими американцами и людьми с лишним весом. В одном из концертов 80-х годов Эдди даже позволил себе порочно пошутить о гомосексуалах и ВИЧ. Вследствие этого Ричард Прайор в автобиографии «Осуждения Прайора» писал, что некоторые выступления Мерфи были чрезмерно неприятными. Через некоторое время Мерфи принёс извинения за свои шутки[12].

В 1983 и 1987 годах были записаны и выпущены в свет два стендап-выступления с участием Мерфи — «В бреду»[13] и «Как есть»[14]. Наибольшую известность из них приобрело именно «Как есть», в котором Мерфи за всё выступление произнёс слово «fuck» свыше 200 раз[15]. Помимо этого, «Как есть» выходил широким прокатом в кинотеатрах США и занял 1-е место в списке самых кассовых фильмов в жанре стендап со сборами в $50,5 млн[16].Перед тем, как дебютировать в кино, Эдди Мерфи впервые привлёк внимание публики в качестве постоянного актёра телепередачи «Субботним вечером в прямом эфире». Появление Мерфи, по мнению критиков и зрителей, поспособствовало своего рода «возрождению» шоу в начале 1980-х годов[17]. В телепередаче Мерфи играл таких известных персонажей, как повзрослевшего ребёнка-актёра Билли Томаса (Баквит)[18], ведущего детского шоу по имени Мистер Робинсон (пародируя Фреда Роджерса)[19] и мрачную версию пластилиновой куклы Гамби[18]. Играя последнего, Эдди часто говорил броскую фразу: «Я Гамби, чёрт возьми!». Хотя Баквит являлся самым популярным персонажем, по просьбе Мерфи его в дальнейшем вывели из передачи, так как поклонники телешоу постоянно повторяли: «Сделай Баквита! Сделай Баквита!», что актёру часто надоедало.

В 1982 году Мерфи проснулся звездой: на экраны вышел полицейский комедийный боевик Уолтера Хилла «Сорок восемь часов», где его партнёром по съёмочной площадке стал Ник Нолти. Примечательно, что кандидатуру Мерфи порекомендовала подруга Хилла Хильди Готлиб, когда от роли отказался Грегори Хайнс[20]. Сниматься в фильме актёр начал лишь через несколько недель после старта съёмок, поскольку на тот момент он заканчивал один из сезонов «Субботнего вечера в прямом эфире»[21][22]. Кинокартина вышла в широкий прокат в декабре 1982 года, имела огромный успех и была признана критиками одним из лучших фильмов 1982 года[23][24][25][26]. Уже за первую свою роль Мерфи был номинирован на «Золотой глобус» за лучший актёрский дебют, однако уступил награду Бену Кингсли[27].

Следующий год вновь стал удачным для Мерфи: он основал продюсерскую компанию Eddie Murphy Productions[28] и снялся в комедии Джона Лэндиса «Поменяться местами» с актёром Дэном Эйкройдом. Ричард Шикель называл Мерфи «силой, с которой нужно считаться» и отмечал, что «он делает фильм „Поменяться местами“ нечто большим, чем просто хорошей комедией. Он превращает фильм в событие»[29]. Роль бродяги принесла Мерфи вторую номинацию на «Золотой глобус», но тогда премия досталась Майклу Кейну[30].После такого триумфа «Сорока восьми часов» и «Поменяться местами» дальнейшую карьеру Мерфи определила Paramount Pictures, выступившая дистрибьютором этих фильмов. Между Мерфи и студией был заключён контракт на его дальнейшее участие в пяти фильмах компании[28]. Уже спустя почти полтора года соглашение было пересмотрено, согласно которому подтверждалось появление актёра в следующих пяти проектах студии и фильме-концерте[31].

В 1984 году Мерфи исполнил роль детектива Акселя Фоули в комедийном боевике «Полицейский из Беверли-Хиллз». Это была его первая главная роль в фильме. Первоначально вместо Мерфи должен был сыграть Сильвестр Сталлоне, который в итоге решил сосредоточиться на фильме «Кобра»[32]. Комедия хорошо была принята кинокритиками, и многие из них назвали фильм одним из лучших в 1984 году[33][34][35]. Джанет Маслин из The New York Times писала: «Эдди Мерфи делает то, что он делает лучше всего: играет проницательного, стильного, болтливого аутсайдера в мире богатого человека. Эдди Мерфи точно знает, что он делает, и он побеждает на каждом шагу». А Ричард Шикель из Time отмечал следующее: «Эдди Мерфи источал нахальный, дерзкий шарм, которого не хватало на экране со времён Кэгни — молокососа, запутавшегося на пути из гетто»[36]. Персонаж Аксель Фоули занял 78 место в списке «100 величайших персонажей всех времён» по версии журнала Empire[37]. За роль Акселя Фоули Мерфи вновь был удостоен номинации на «Золотой глобус», которую он и в третий раз не смог выиграть. Статуэтку забрал Дадли Мур[38].

В этом же году Мерфи появился в комедии «Лучший способ защиты», исполнив роль лейтенанта Лэндри. В первоначальной версии данный персонаж отсутствовал, в связи с чем на предпоказах фильм подвергся критике от зрителей[39]. Студии Paramount Pictures, занимавшейся производством кинокартины, пришлось её переснять и пригласить Эдди, который тогда находился на пике популярности. Однако роль актёра была почти не связана с основной частью фильма, и его персонаж даже не вступал в контакт с главным героем, которого играл Дадли Мур[39][40]. Хотя в процессе пересъёмок и была снята сцена, где персонажи Мура и Мерфи встречаются, в конечном итоге она была вырезана при монтаже. Всё это не помогло спасти кинокартину от финансового и критического провала. Впоследствии в программе «Субботним вечером в прямом эфире» Мерфи рассказывал, что согласился сняться в фильме только ради денег, и назвал его «худшим в истории»[41].К середине 80-х годов популярность Эдди Мерфи была настолько высока, что он всерьёз рассматривался на одну из главных ролей в чётвертом фильме научно-фантастической франшизы «Звёздный путь». Режиссёр Леонард Нимой признавал, что присутствие актёра привлечёт внимание нефанатов «Звёздного пути» к франшизе, но в то же время он понимал, что фильм тогда может стать более комедийным. Даже были наняты сценаристы Стив Мирсон и Питер Крайкс, придумавшие для Мерфи персонажа в лице профессора колледжа, который верит в существование НЛО. Однако актёр отверг эту роль, заявив, что хотел бы сыграть инопланетянина или офицера Звёздного флота[42], и в итоге покинул проект, чтобы сняться в «Золотом ребёнке». Позднее Мерфи признал, что это было ошибкой. Его роль впоследствии была переделана в персонажа Джиллиан Тейлор для актрисы Кэтрин Хикс[43].

В 1986 году Эдди снялся в комедии «Золотой ребёнок», рассказывающей о похищенном мальчике, которого вызвался спасти социальный работник Чендлер Джерелл. Фильм первоначально являлся приключенческим боевиком, а главная роль была предложена Мелу Гибсону. После того, как Гибсон отказался, проект был предложен Мерфи, а сам фильм стал приключенческой комедией[44]. Хотя «Золотой ребёнок» показал хорошие результаты в прокате[45], он не был столь хорошо воспринят критиками. Об участии в этом фильме Эдди Мерфи отзывался следующим образом: «Мои фильмы возвращают деньги, как бы я к ним ни относился, например, „Золотой ребёнок“ — который был куском дерьма — собрал более 100 миллионов долларов. Так кто я такой, чтобы заявлять, что это отстой?»[7]Год спустя Мерфи вновь исполнил роль Акселя Фоули во второй части комедийного боевика «Полицейский из Беверли-Хиллз 2». Сиквел, как и первый фильм, собрал хорошую кассу[46][47], однако критики смешанно оценили саму киноленту и игру Мерфи[48][49][50]. «„Полицейский из Беверли-Хиллз 2“, вероятно, был самым успешным посредственным фильмом в истории. Во всём мире он собрал 250 миллионов долларов, и это был непродуманный фильм. „Полицейский 2“ был в основном переосмыслением „Полицейского 1“, но не таким спонтанным и смешным», — рассказывал Мерфи в интервью[7]. Вследствие успешных кассовых сборов студия Paramount планировала адаптировать фильм в еженедельный телесериал. Актёр был категорически против этого, однако дал согласие сниматься в сиквелах[51].

В 1987 году между Мерфи и Paramount Pictures была заключена очередная сделка, согласно которой продюсерская компания актёра получает контроль над фильмами и другими проектами. В соглашении также указывалось, что Мерфи снимется по крайней мере в пяти фильмах студии и будет продюсировать дополнительные кинопроекты. «Я бы хотел больше походить на Вуди Аллена», — говорил актёр[52].

В 1988 году Мерфи появился в роли африканского принца Акима в комедии «Поездка в Америку». Данный проект стал вторым, где актёр сотрудничал с режиссёром Джоном Лэндисом. Фильм имел крупный кассовый успех и получил в целом положительные отзывы кинокритиков[53], хотя игру Мерфи они оценили неоднозначно. По мнению Шейлы Бенсон из Los Angeles Times, это «пустая и изнуряющая сказка Эдди Мерфи»[54]. Напротив, Джин Сискел наслаждался актёрским мастерством Мерфи, а вот Роджер Эберт сетовал, что он не привнёс своего обычно более живого исполнения роли[55]. Однако, несмотря на признание, после выхода фильма на Мерфи и Paramount был подан судебный иск на 6,2 миллионов долларов со стороны писателя-сатирика Арта Бухвальда и продюсера Алена Бернхайма. В иске утверждалось, что актёр и компания использовали идеи Бухвальда для сценария «Поездки в Америку» без его согласия. После почти четырёх лет судебного разбирательства Бухвальд и Бернхайм выиграли дело, получив в качестве компенсации 150 000 долларов и 750 000 долларов соответственно[56].

В 2016 году Мерфи вернулся в кино, сыграв повара, ухаживающего за дочерью смертельно больной женщины, в драме «Мистер Чёрч»[122]. Этот фильм стал вторым в карьере актёра после «Девушек мечты», где его роль была некомедийной. Мерфи согласился сниматься в киноленте, потому что «это было то, чего он раньше никогда не делал»[123]. Фильм был встречен прохладно, однако игра Мерфи удостоилась благоприятных отзывов от кинокритиков[124][125][126].

После трёхлетнего перерыва Мерфи приступил к работе над биографическим фильмом «Меня зовут Долемайт», где он предстал в образе стендап-комика Руди Рэй Мура. Фильм находился в разработке более 15 лет, и, по словам актёра, являлся для него «проектом мечты». В свою очередь сценаристы Скотт Александер и Ларри Карезюски утверждали, что писали фильм «только для Эдди». Сам Мур лично одобрил кандидатуру Мерфи[127]. Его перевоплощение получило широкое признание критиков, в частности, Оуэн Глейбермен назвал выступление Мерфи «возвращением» и «лучшей ролью за последние годы»[128], а Джон Подхорец из The Washington Free Beacon охарактеризовал игру актёра как «бесподобную и достойной „Оскара“»[129]. За работу в фильме Мерфи был в шестой раз номинирован на «Золотой глобус»[130], однако проиграл награду Тэрону Эджертону («Рокетмен»)[131].

23 декабря 2019 года Эдди Мерфи спустя 35 лет вернулся в эфир комедийного шоу «Субботним вечером в прямом эфире» на телеканале NBC — он стал ведущим рождественского выпуска телепередачи, которая в своё время сделала его популярным[132].

В 2019 году было официально объявлено, что Мерфи повторит роль принца Акима в предстоящей комедии «Поездка в Америку 2», сиквеле оригинального фильма[133]. Выход кинокартины состоялся в марте 2021 года на платформе Prime Video[134][135]. В этом же году Мерфи подтвердил, что по окончании съёмок «Поездки в Америку 2» начнёт работу над четвёртой частью «Полицейского из Беверли-Хиллз» после нескольких лет застоя[136][137][138][139][140]. В конце 2019 года было сообщено, что «Полицейский из Беверли-Хиллз 4» выйдет на стриминг-сервисе Netflix[141].