Найти тему
Эпонимы и Мы

ЗАКОН ЗАГОЛОВКОВ БЕТТЕРИДЖА

Или просто ЗАКОН БЕТТЕРИДЖА. Он утверждает, что если если в конце любого заголовка стоит вопросительный знак, то на содержащийся в этом заголовке вопрос всегда можно ответить отрицательно.

Например,

Файл с сайта https://ug.ru/
Файл с сайта https://ug.ru/

Казалось бы, можно ответить и так и сяк. Но... по мнению автора закона, напрашивается именно отрицательный ответ. Потому что если бы он был положительным, можно было бы и не спрашивать.

Фото с сайта https://ug.ru/
Фото с сайта https://ug.ru/

Тут примерно как с верой в Бога, когда для одних нет совершенно никакого сомнения в существовании Высшей Силы, а другие в этом постоянно сомневаются, оттого именно последние регулярно задаются вопросом: "А есть ли Бог?.." Как раз для них наиболее очевидный ответ - НЕТ. А тем, кому совершенно ясно, что ДА, есть, и вопрос такой само по себе кажется кощунственным.

Фото с сайта https://ug.ru/
Фото с сайта https://ug.ru/

"Совершенно очевидно, что ответить на вопросы «наступит ли завтра конец света?» или «найдено ли лекарство от рака?» можно только отрицательно, - утверждал автор закона, намекая на цинизм журналистов и редакторов. - Те, кто придумал подобные заголовки, скорее всего ленивы или просто нагнетают страх, чтобы привлечь внимание читателя".

Правда, лично я бы с ним поспорил. Ведь огромное количество вопросительных заголовков вовсе не построено в контексте "ДА - НЕТ", а требуют более детального, развёрнутого ответа.

Поэтому на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" можно ответить односложно. А вот "Куда идём мы с Пятачком?" нет. Заголовки типа "Кто вы, мистер Путин?" или "Где находится Нофелет?" встречаются довольно часто. А попробуйте-ка ответить на них беттериджевским НЕТ!

-4

Ян Беттридж ныне живёт и здравствует, а потому о нём известно не так много, как об умерших знаменитостях. Например, в его Твиттере сказано, что он родился 20 декабря, но вот какого года - не написано. На другом ресурсе отмечено, что он является технологическим журналистом из Великобритании. На третьем его представляют как стратега по цифровому контенту в Redwood.

Так или иначе, а стоит отметить, что эпоним "ЗАКОН БЕТТЕРИДЖА", на самом деле, возник совсем недавно, в 2009 году, хотя до этого он уже присутствовал в списке ЗАКОНОВ МЕРФИ под именем ЗАКОНА ДЭВИСА (без упоминания, кто такой, этот Дэвис). Также его знают как "журналистский принцип" и "старый трюизм среди журналистов".

А Беттеридж по этому поводу написал буквально следующее:

Эта история-прекрасная демонстрация моей максимы о том, что на любой заголовок, заканчивающийся вопросительным знаком, можно ответить словом "нет". Причина, по которой журналисты используют такой стиль заголовков, заключается в том, что они знают, что эта история, вероятно, чушь собачья, и на самом деле не имеют источников и фактов, подтверждающих ее, но все же хотят ее опубликовать.

Источник: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.524bfa4d-6253f469-2b7c0f33-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Betteridge%27s_law_of_headlines