Экономическое сотрудничество обычно осуществляется по трем линиям: торговой, финансовой, инвестиционной. В основе всего – международная торговля. Объемы взаимной торговли между Россией и Китаем быстро растут. Сегодня они уже значительно превысили 100 млрд. и движутся к 200 млрд. долларов в год.
Роль международно-правового фундамента международных связей между Россией и Китаем играет сегодня Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001).
Он нацелен на долгосрочные отношения в духе «добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права».
В Договоре (ст. 16) говорится, что стороны «развивают сотрудничество в торгово-экономической, …финансовой, … и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества…».
В нынешних условиях, когда меняется мировой порядок, было бы полезно обновить этот Договор, усилив в нем потенциал стратегического сотрудничества.
На добрососедские отношения и развитие торгово-экономических отношений приграничных территорий России и Китая нацелено также Соглашение о режиме российско-китайской государственной границы (2006). Оно обязывает стороны способствовать «развитию экономических связей между их приграничными районами и созданию благоприятных условий для осуществляющихся в этих целях взаимных поездок и товарооборота». Решение конкретных вопросов передано в компетенцию приграничных регионов России и Китая.
Сегодня регионы России и Китая взаимодействуют друг с другом в секторах машиностроения, химии, в строительстве транспортного коридора «Западный Китай – Европа»; в планах на будущее – сотрудничество в области нефтедобычи, геологоразведки, науки, обмене технологиями и продукцией.
Вся широта экономических отношений между двумя странами охвачена двусторонним рамочным российско-китайским Соглашением о торгово-экономических отношениях (1992).
Обе страны договорились принимать все необходимые меры для поощрения и развития торгово-экономических отношений; предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования; договорились о расчётах во взаимной торговле, об открытии в своих странах постоянных представительств, занимающихся торгово-экономической деятельностью предприятий и организаций.
Взаимная торговля ведется на основе контактов, общепринятой практики международной торговли и текущих цен мирового рынка.
В Соглашении есть обязательство оказывать содействие в организации и проведении в обеих странах торговых ярмарок, выставок, технико-экономических семинаров; содействовать поездкам торговых делегаций и групп; способствовать транзиту через территорию своей страны товаров другой страны.
Между тем продолжает действовать прежний Договор о торговле и мореплавании между СССР и КНР (1958). По нему распространяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ) «во всех вопросах, касающихся торговли и мореплавания, а также других видов экономических связей между обоими государствами».
Под действие РНБ попадают таможенные вопросы (уплата пошлин, налогов и прочих сборов); транзитные товары; суда стран при их входе и выходе, а также во время их пребывания в портах. В соответствии с Договором обе страны открыли свои Торговые представительства.
В 2019 году Россия и Китай заключили Соглашение о расчётах и платежах, по которому начали переход на расчёты в национальных валютах друг друга за взаимно поставляемые товары, а также в хозяйственном взаимодействии предприятий/организаций двух стран, в инвестиционной сфере. Банки обеих стран должны обеспечить бесперебойность расчётов, использовать корреспондентские счета. Одна из задач – уйти от доллара США как ненадежной (рискованной) валюты; избежать санкционных рисков при использовании западных платежных систем. Еще одна задача – перейти к технологической самостоятельности.
В финансовой сфере в 2005 году было заключено Соглашение об окончательном урегулировании задолженности бывшего СССР и Российской Федерации перед Китайской Народной Республикой. Среди прочего стороны договорились о зачете встречных требований и о порядке погашения прочей задолженности. Выполнение этого Соглашения также придаст новый импульс двусторонним отношениям.
В инвестиционной сфере между Россией и Китаем подписаны и действуют:
- Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (2006);
- Соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (2014).
По первому из них государства должны гарантировать безопасность ни своей территории для инвестиций другой страны. По второму Соглашению резиденты обеих стран освобождаются от повторной уплаты налогов: платят налоги только в той стране, в которой получен доход. Эти Соглашения открывают путь инвесторам обеих стран. Большую роль играют и внутренние законы, смягчающие инвестиционный климат. Благодаря им Китай привлек значительные объемы инвестиций и сам превратился в крупного инвестора за рубежом, включая Россию.
Россия и Китай плотно взаимодействуют в китайском международном проекте нового «Шелкового пути»: «Один пояс – один путь». Реализуются и планируется реализовать множество инвестиционных инфраструктурных проектов: строительство железных и автодорог, создание и модернизация портов, совместное строительство электростанций и др. В этом же ряду – совместное строительство моста через реку Амур в районе городов Благовещенск-Хэйхэ (провинция Хейлунцзян).
Создана специальная Межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству. Она занята реализацией инвестиционных проектов в неэнергетической сфере; убирает административные и торговые барьеры между двумя странами. Сегодня на исполнении около 60 совместных инвестиционных проектов с общим объёмом частных инвестиций более 20 млрд. долл. США.
Большое место во взаимодействии с Китаем занимает сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Так, например, заключено Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой (2019). Соглашение во многом инкорпорирует нормы права ВТО, но в то же время устанавливает более высокий уровень режима торговли (технические барьеры, санитарные и фитосанитарные меры, таможенное сотрудничество) и предоставления доступа к информации о внутреннем законодательстве стран в различных областях. Имеется отдельная глава об электронной торговле. Устанавливаются нормы о защите прав потребителей в сфере электронной торговли, защите персональных данных.
В 2020 году заключено Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики.
Отдельно следует отметить сотрудничество России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и параорганизации БРИКС.
Обе страны явились инициаторами создания ШОС – организации, которая изначально была ориентирована на совместную защиту границ государств-участников, вопросы безопасности, противодействия вмешательству в дела государств извне. Однако постепенно акцент в ее деятельности смещается в сторону экономического сотрудничества и интеграции. Принята Стратегия развития ШОС до 2025 года; есть Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет.
Созданы семь специальных рабочих групп по разным сферам взаимодействия: таможенному сотрудничеству, электронной торговле, содействию инвестициям, развитию транзитного потенциала, топливно-энергетическому комплексу, современным информационным и телекоммуникационным технологиям. Стороны создали Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС.
В перспективе – создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.
Именно Россия и Китая имеют сильные позиции в парорганизации под названием БРИКС, государства-члены которой настроены на углубление торгово-инвестиционных связей внутри организации, обеспечение финансовой стабильности, содействие сотрудничеству между компаниями стран БРИКС. Все это закреплено в Стратегии экономического партнёрства БРИКС до 2025 г. и в Плане действий БРИКС по экономическому и торговому сотрудничеству.
Предусмотрено сокращение барьеров во взаимной торговле товарами и услугами; сотрудничество в области многосторонних торговых правил; укрепление инвестиционного сотрудничества; расширение использования национальных валют во взаимных расчетах; сотрудничество в области платежных систем; в области финансовых технологий и информационной безопасности в финансовом секторе; в области регулирования электронной торговли; и др.
Экономическое сотрудничество между Россией и Китаем – главное направление наших совместных действий, которое будет дополняться укреплением взаимодействия в военно-политической сфере.
Это проявление «разворота России на Восток»; фундамент нового мироустройства, в котором коллективному Западу будет противостоять коллективный не-Запад (Восток).