У многих учеников есть трудности с изучением физики. Там очень много разных понятий и куча формул. Как это всё усвоить? Можно ли облегчить этот процесс?
Делюсь своим опытом, как школьника, который был призёром олимпиад, и как репетитора с многолетним стажем. Многие мои ученики успешно сдавали физику, поступали на бюджет в московские университеты и участвовали в олимпиадах.
Это точно, что в физике очень много самых разных тем! Движение, электричество, теплота, звук, свет и так далее.
С другой стороны, слово #физика с греческого переводится как #природа . Это то, что нас окружает ежедневно! И было бы очень полезно хорошо знать, по каким законам живёт окружающий нас физический мир.
Так что понимание физики поможет любому человеку лучше разбираться в явлениях и предметах вокруг него.
Первое, что требуется: понять механизм работы какого-то явления. С какими предметами что происходит? Нужен контакт или действие может оказываться на расстоянии? Как влияет на явление среда, в которой оно происходит? В каких единицах измеряются действующие величины? Есть ли постоянный множитель – коэффициент?
Например, возьмём #всемирное тяготение :
1) Оно действует для всех предметов, которые имеют массу. Причём, чем больше масса, тем больше воздействие.
2) Влияние происходит на расстоянии между любыми двумя предметами. И с увеличением расстояния воздействие уменьшается.
3) Среда никакого влияния на тяготение не оказывает – ни воздух, ни вода, ни твёрдые тела, ни пустота.
4) Масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах.
5) Есть постоянный коэффициент – гравитационная постоянная G, которая переводит единицы массы и расстояния в единицы силы (ньютоны). Её величину не нужно запоминать – она есть во всех справочниках.
Эти данные вечные. Мы сами испытываем воздействие тяготения всегда, как предметы вокруг нас, как Земля, Луна, Солнце и вообще вся вселенная. В любой момент жизни понимание этого явления может пригодиться.
Посмотрите – как это влияет на предметы, где это явление нужно учитывать, а где им можно пренебречь. (Пренебречь – значит намеренно не обратить внимание. Пишу здесь это определение, так как слишком многие ученики, с которыми я занимался, не понимали смысла этого слова!)
Как же составить формулу для этого закона?
Довольно просто. В физике чаще всего вычисляют силу, которая будет действовать на тело. Поэтому пишем F = . Так как видов сил много, то под F пишут кратко русскими буквами обозначение силы – здесь можно поставить буквочку « т » - от слова «тяготение».
Далее ставим постоянный множитель G. Умножаем его на массу первого тела (m1), которое участвует во взаимодействии, так как чем больше масса, тем больше сила. Умножаем на массу второго тела m2, так как оно тоже притягивает все тела.
Теперь надо добавить расстояние между центрами тел. Так как зависимость от расстояния обратная (то есть, чем больше расстояние, тем меньше сила), то надо написать под массами дробную черту и в знаменатель написать расстояние R в квадрате. Почему в квадрате? Потому что чем дальше от тела, тем слабее его притяжение. А мы рассчитываем силу взаимодействия двух тел, расстояние от первого до второго умножаем на расстояние от второго до первого. Так как это одно и то же расстояние, то и получается расстояние в квадрате.
И получаем формулу:
Пишите в комментариях – какие ещё формулы трудно усвоить. Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе полезных данных!
#школьное образование