Найти тему
rockanews

Tina Turner "Private Dancer": последний шанс для списанной звезды

В 45 лет можно начать всё с начала и бросить вызов предрассудкам мира шоу-бизнеса.

Tina Turner. Захочешь славы - полюбишь панк.
Tina Turner. Захочешь славы - полюбишь панк.

В конце 70-х Тина после развода с Айком Тернером переехала в Лас-Вегас, оставив за собой лишь имя. Все права на наследие дуэта Ike & Tina Turner остались за муженьком деспотом.

Это сейчас Вегас привлекает многомиллионными гонорарами в свои, прикрепленные к казино, концертные залы звезд уровня Селин Дион. В далекие семидесятые, когда в Вегасе регулярно выступала Тина Тернер, город представлял из себя заброшенное кладбище некогда блестящих карьер. Местные заведения напоминали пастбище угасающих звезд, отчаянно цепляющихся за последние остатки успеха или актуальности.

Недавно разведенная со своим агрессивным мужем и музыкальным партнером Айком, Тина осталась наедине со своим голосом. Обременённая долгами, она была вынуждена выступать в клубах формата кабаре, на специфических эстрадных шоу и даже в качестве завсегдатая теле-викторины "Hollywood Squares" ("Голливудские крести-нолики"), чтобы прокормить себя и своих детей.

Всё это происходило на фоне успеха артистов, ранее имевших те же гонорары что и Тернер. Она могла лишь наблюдать за Rolling Stones, Родом Стюартом и Дэвидом Боуи, делающими остановки в Вегасе, в рамках своих стадионных туров.

Разочарование для экс-суперзвезды оказалось настолько сильным, что она решилась на второй акт.

Пришлось начинать всё сначала в буквальном смысле. Напомним, что Тина имела крупный успех в дуэте с Айком и небольшой в 1974 году в сольном дебюте. Ей предстояло не просто начать сольную карьеру, а начать борьбу с предрассудками шоу-бизнеса. Здесь против неё играли и возраст, и пол, и раса.

Общеизвестно, что индустрия, ориентированная на новые, перспективные таланты, была равнодушна к женщине за сорок, которая, как считалось, пережила свой пик.

Самым лучшим ходом в данной партии было не идти по проторенной тропинке. Тина отринула привычные амплуа соула и ритм-н-блюза и выступила, как рок-артистка. Образ она выбрала себе крайне противоречивый - диско-рок с лицом припанкованной дамочки средних лет. Но это сработало.

Вместе с тем, не стоит думать, что рок для Тины стал лишь конъюнктурным шагом. За два десятилетия своей карьеры у нее сложились прекрасные отношения с некоторыми законодателями жанра.

В частности Род Стюарт был впечатлён концертом Тины в Нью–Йорке в октябре 1981 года и попросил ее выступить с ним на грядущем шоу. Тина присоединилась к нему на концерте в Лос-Анджелесе два месяца спустя - шоу, транслировалось по всему миру и вышло в качестве лайв-альбома.

Кроме того, Тина выступала на разогреве у Rolling Stones на трех концертах в рамках их мирового турне "Tattoo You". Эти шоу запомнились и послужили ей добрую службу в дальнейшем. Тогда она поняла, что хочет быть первой чернокожей женщиной на данной сцене. Об этом певица рассказала в интервью Ларри Кингу в 1997 году.

В пользу сознательного, а не конъюнктурного решения, говорит и еще один факт. Депрессивная тематика R'n'B и соула стала угнетать Тину, которая пережила сложные отношения с мужем. Рок-н-ролл в данном случае оказался своего рода элексиром, который оздоравливающе подействовал на внутренний мир певицы.

"Рок-н-ролл, по сути, белый, потому что у белых людей на самом деле не было особых проблем, поэтому они писали о гораздо более легких и забавных вещах. Поскольку я больше не была скована своей депрессивной жизнью, я хотел петь песни, которые не были бы мрачными”, - сказала Тёрнер в интервью BBC 1992 года.

Однако оказалось не всё так просто. Хотеть одно, а убедить в этом звукозаписывающие компании совсем другое дело. Они решали кому какую музыку петь. В США чёрной певице исполнять рок-н-ролл, также невозможно, как возглавить один из штатов Диксиленда. Напомним, это 80-е годы XX столетия.

Помог случай, который подтвердил правило - мысль всегда обретает форму, только надо этого очень хотеть. Неожиданно Тина получает приглашение из прогрессивной Европы от Мартина Уэра из Heaven 17 спеть кавер-версию песни The Temptations "Ball Of Confusion" для их побочного проекта B.E.F.. Первоначально должен был петь Джеймс Браун, но не случилось.

Песня стала умеренным хитом в некоторых странах Европы и катализатором сольной карьеры Тины, представив ее в новом ракурсе и показав, что она более чем способна "вывозить" современный материал. Трек также привлек внимание сотрудника лейбла A&R Capitol Джона Картера, который ухватился за идею подписать с ней контракт и, вопреки советам всех остальных, согласился взять на себя ответственность за предполагаемый альбом самостоятельно.

Используя наработки с B.E.F. в качестве шаблона, Картер попросил Мартина и сопродюсера Грега Уолша поработать еще над двумя треками для альбома. Отклонив предложение написать оригинальный материал, они вместо этого убедили использовать тот же подход, что и с "Ball Of Confusion" – переосмысленные версии классических треков.

Работая с трек-листом, включавшим хиты Сэма Кука и Эла Грина, именно песня последнего "Let's Stay Together" ("Давай останемся вместе") стала очевидным выбором для первого сингла. Записанное за один дубль мощное вокальное эго Тины привело трек в Топ-10 Великобритании, достигнув 6-го места.

26-е место в США застало Capitol records врасплох. Лейбл, всё это время державший Тёрнер в режиме низкого приоритета, зная про десятилетнее отсутствие хитов, срочно поручило Джону Картеру спродюсировать альбом. Можно сказать, что он справился с задачей.

Оригинальная обложка LP "Private Dancer"
Оригинальная обложка LP "Private Dancer"

Поскольку далее последовали хитовые синглы, многочисленные награды и 177-дневный мировой тур, альбом "Private Dancer" стал не только колоссальным коммерческим успехом, но и личным триумфом Тины Тернер. Пробив себе дорогу из нищей клубной певицы, она бросила вызов социальным ограничениям, нависшим над ней из-за её пола, возраста и расы, и стала одной из самых успешных артисток в истории поп и рок музыки. В 45 лет Тина прыгнула из "Частных Танцовщиц" в повелительницы танполов.