Найти в Дзене
А может, почитаем?

Путь женщины в мужском мире – короткая, но яркая жизнь Елены Ган

Одной из первых писательниц, которая ввела женскую тематику в отечественную литературу, стала Елена Андреевна Ган. Её называли русской Жорж Санд и высоко ценили критики XIX века. До замужества Елена носила фамилию Фадеева и состояла в родстве с выдающимися деятелями эпохи – приходилась двоюродной сестрой поэтессе Евдокии Ростопчиной и мемуаристке Екатерине Сушковой, а её родственниками по матери были поэты Фёдор Иванович Тютчев и Иван Михайлович Долгоруков. После замужества и путешествия по Украине Ган переехала в Петербург, где познакомилась с Осипом Ивановичем Сенковским, редактором "толстого журнала" "Библиотека для чтения". Известный в литературном мире барон Брамбеус (псевдоним Сенковского) сразу оценил талант девушки и в 1837 году напечатал в своём журнале её повесть "Идеал". В этом произведении выразилась главная тема творчества Елены Ган – несправедливость женской доли: «Право, иногда кажется, будто мир божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами,

Одной из первых писательниц, которая ввела женскую тематику в отечественную литературу, стала Елена Андреевна Ган. Её называли русской Жорж Санд и высоко ценили критики XIX века.

Елена Андреевна Ган (художник – Е. Ф. Крендовский )
Елена Андреевна Ган (художник – Е. Ф. Крендовский )

До замужества Елена носила фамилию Фадеева и состояла в родстве с выдающимися деятелями эпохи – приходилась двоюродной сестрой поэтессе Евдокии Ростопчиной и мемуаристке Екатерине Сушковой, а её родственниками по матери были поэты Фёдор Иванович Тютчев и Иван Михайлович Долгоруков.

После замужества и путешествия по Украине Ган переехала в Петербург, где познакомилась с Осипом Ивановичем Сенковским, редактором "толстого журнала" "Библиотека для чтения". Известный в литературном мире барон Брамбеус (псевдоним Сенковского) сразу оценил талант девушки и в 1837 году напечатал в своём журнале её повесть "Идеал". В этом произведении выразилась главная тема творчества Елены Ган – несправедливость женской доли:

«Право, иногда кажется, будто мир божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами, для них и слова, и искусства, и познания; для них свобода и все радости жизни. Женщину от колыбели сковывают цепями приличий, опутывают ужасным "что скажет свет" – и если её надежды на семейное счастие не сбудутся, что остаётся ей вне себя?».
Елена Ган. Фото из открытых источников
Елена Ган. Фото из открытых источников

В последующих своих творениях (повестях "Утбалла", "Джеллаледин", "Медальон", "Суд света" и других) Елена Ган продолжает рассуждать о борьбе женщин за личную свободу и возможность самореализации. Её произведения переводились на французский, немецкий и польский языки и помещались в сборниках рядом с творениями таких популярных в Европе писателей, как Жорж Санд и Вашингтон Ирвинг. Даже великий Виссарион Григорьевич Белинский признавал, что Ган принадлежала "к примечательнейшим талантам современной литературы".

Писательница покинула этот мир довольно рано – всего в 28 лет, но её литературное творчество, наполненное идеями феминизма, сыграло большую роль в процессе эмансипации. Талант Елены Ган унаследовали и её дочери: Елена Блаватская – основательница современного теософического движения и Вера Петровна Желиховская – детская писательница и драматург.

Читайте также:

Надежда Андреевна Дурова – русская Жанна д’Арк

Марблинг – старинный способ украшения книг

#елена ган #писательницы #феминизм в россии #литература 19 века