Вот уже на протяжении нескольких веков женские шляпы не выходят из моды. А это происходит потому, что женщина носящая шляпу, всегда элегантна и привлекает взгляды. Женщина в шляпе вдохновляла великих художников и будила в них высокие чувства восхищения женской красотой. И все-таки чем же так привлекательна женщина в шляпке? Именно шляпка делает женщину... нет, не женщиной – дамой! К тому же, это единственный головной убор, заставляющий владелицу держать спину прямой. А если к шляпке прибавить «бархатный» взгляд, изящные движения, аромат изысканных духов, то все это вместе способно свести с ума любого настоящего мужчину. Но не забудьте про афоризм великой Коко Шанель: главное в женской моде – это сама женщина.
- Первую женскую шляпку придумала в 1395 году королева Франции Изабелла Баварская. При этом шляпы некоторых принцесс достигали в высоту до 1 метра * Безумный Шляпник – это не выдумка Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране чудес». В прошлом для обработки фетра применялась ртуть, пары которой вредят нервной системе, вызывая спутанную речь и искажение зрения. В связи с этим в английском языке появилась поговорка «Безумен, как шляпник». * В начале XX века первый производитель автомобилей во Франции де Дион вынужден был считаться со шляпной модой. Он высчитал высоту кузова, чтобы в ней могла поместиться шляпа куртизанки Отеро.
Шляпки являются заключительным аккордом в мелодии образа женщины. Ее носили такие иконы стиля, как Одри Хепберн, принцесса Диана и даже Фрэнк Синатра. Несмотря на то что в наше время шляпы превратились из полноценной части гардероба в аксессуар, модницы продолжают любить эти изысканные головные уборы. С наступлением теплых весенних дней я побывала в старейшем шляпном ателье Санкт-Петербурга «БлагоДарю» и узнала, как рождаются шляпки и как они попадают в продажу.
КАК ДЕЛАЮТСЯ ШЛЯПЫ
Рождение шляпы – процесс удивительный. Взглянуть на него корреспонденту «Приозерских ведомостей» удалось, побывав в старейшем шляпном ателье Санкт-Петербурга «БлагоДарю», которым руководит Елена Андреева. Елена занимается изготовлением шляп примерно пять лет. Участвует во всевозможных конкурсах и событиях, которые связаны с изготовлением головных уборов. На вопрос, что привело ее именно к этому делу, она с доброй улыбкой отвечает: «Всего лишь сильная любовь к шляпам». Без одобрения Елены в продажу не выходит ни один головной убор ее бренда. – Шляпа – это украшение, завершающий аккорд всего образа, поэтому к созданию шляпы нельзя относиться халатно, иначе это будет просто материал, прикрывающий голову, – поясняет Елена. Благодаря тому, что на одном и том же месте ателье существует много лет, многие знают о нем и приходят со своими проблемами.
Чистка, коррекция размера, перетяжка. То, что раньше можно было сделать в любом ателье, сегодня большая редкость. Здесь, на Невском, 173, каждый может превратить свою старую шляпу в новую, сшить себе новый головной убор по своему замыслу. – Я уверена, что процесс изготовления шляп вручную – это тема, которая близка многим. Поэтому у нас в мастерской регулярно проходят разнообразные мастер-классы, шляпные вечеринки и прочие интересные события.
ШЛЯПА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Каждая шляпа мастера – это настоящее произведение искусства, которое начинается с рисунка. Для начала дизайнер образно представляет, какая именно нужна шляпа. В роли дизайнера может выступать и сама Елена, и ее коллеги по цеху, или даже покупатель. При этом помимо формы подбираются цвет и дополнительные декоративные вставки, которые сделают шляпу уникальной. Также выбирается материал, зачастую это велюр, фетр, меринос, но бывают мех, солома и трикотаж. После того как колодка приобретает необходимый вид, для создания формы шляпы ее отправляют на натяжку, где уже появляются узнаваемые черты будущего головного убора. Процесс этот тоже довольно интересен и трудоемок. Перед натяжкой колпак из выбранного материала обмазывается натуральным клеем-шеллаком, чтобы шляпка в процессе носки держала форму, несмотря на погодные условия.
В этом деле очень важно чувствовать процесс руками, поэтому производство шляп – это на 90 % ручная работа. После того как остатки клея убраны, заготовку помещают в парильный бачок, где она разогревается на водяной бане при температуре 80 градусов Цельсия. После этого колпак становится пластичным, мягким и его можно натягивать на деревянную форму. При этом, как признается Елена, их ателье очень повезло – в «наследство» осталось большое количество деревянных «болванок», порой – достаточно уникальных. На форме колпак обретает уже внешнюю схожесть с задуманной шляпкой – ей придают рельеф и укладывают ворс, затем обвязывают тонкими шнурами и закрепляют их концы гвоздиком. Остатки ненужного материала отрезают ножницами, снимают часть ворсинок щеткой и отправляют заготовку сохнуть. Как только она просохнет, наступает сложный процесс – отделение шляпы от формы. Шнуры, прикрепленные ранее, отвязываются, а гвоздик вытаскивается. Мастер проверяет и убирает неровности, пропаривает рельеф и снимает шляпу с деревянной колодки.
Шляпу необходимо снять крайне аккуратно, чтобы она не потеряла форму, а для этого, как отмечает Елена, нужна сноровка, и ни одна машина не сможет сделать это так же качественно, как умелые руки мастера. И только после этих процедур выкраиваются и прошиваются отделка и дополнительные детали для неповторимого дизайна шляпы. При этом некоторые из моделей настолько сложно сделаны, что их дизайн уже не получится повторить. Это последний этап перед тем, как шляпка отправится на полку в магазин и будет ожидать свою покупательницу.
ШЛЯПНЫЙ РАЙ
Магазин головных уборов «БлагоДарю» находится непосредственно в ателье. – Магазин в ателье, – говорит Елена, – это, в первую очередь, плюс для покупателя. У нас огромный выбор для клиента, который ищет индивидуальную шляпку под себя. Здесь я могу лично помочь определить наиболее подходящую шляпу под человека, а если того, чего бы хотелось, не будет на стеллажах магазина, то всегда мы сможем изготовить – покупатель может заказать головной убор по своему дизайну, и для того чтобы составить подробный проект будущей шляпки, здесь есть все. Я сразу смогу показать материал, а покупатель определится с цветом, дополнительными украшениями и так далее. Но на самом деле, если шляпа сделана хорошо, она будет смотреться на любой девушке. Говоря о сохранении традиций старейшего шляпного ателье Северной столицы, Елена добавила, что в общении с клиентами они не только помогают им с выбором той или иной шляпки, но и обогащают историю мастерской удивительными историями клиентов. – Нередко мы сталкиваемся с дамами очень красивого, почетного возраста, которые щедро делятся с нами воспоминаниями о шляпах, модистках и популярных фасонах, – говорит Елена. – Я с большим интересом собираю все эти истории. Многие из них я пересказываю на своей авторской экскурсии в нашей мастерской.
- В 1912 году в Петербурге и Москве городское управление запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте. * В Англии в 1942 году мужские шляпы разрешалось продавать только лысым клиентам – дефицит. * Н. С. Хрушев носил только отечественные товары, исключение при этом он делал лишь для шляп. * В конце XX века французский дизайнер Луи Мариет изготовил шляпу из платины, инкрустировав ее бриллиантами. Стоимость шедевра 2,7 млн долларов. * Среди современных дизайнеров особняком стоит Филип Трейси – ирландский мастер, который известен как автор шляп для фильмов о Гарри Поттере
В какой-то степени ателье «БлагоДарю» еще и мини-музей шляпного искусства. За годы работы здесь удалось собрать небольшую коллекцию старинных шляп и инструментов, которые необходимы для изготовления головных уборов. Мастерская хранит традиции изготовления головных уборов, и, как заметила Елена, своей главной задачей она видит сохранение опыта, который накоплен старыми мастерами еще в советские времена, когда головные уборы были очень популярны. – Я постоянно учусь у тех людей, которые знают и умеют больше меня, – подчеркнула она. Говоря о модных направлениях, Елена посетовала, что шляпы, которые сейчас можно купить легко и непринужденно, сводятся всего к двум моделям: поркпай и широкополая шляпа с круглой тульей. Именно. А зачем больше… Это товар простой, в основном некачественный и дешевый. – Но что сегодня делать тем, кто понимает в качестве, в стиле? Тем, кто любит и уважает себя и, конечно, шляпы? Немного печально Елена Андреева покачала головой: – Всем остальным, скорее всего, пока рекомендуется привыкать к новому, одинаковому и простому. Но верю, что это временно.
Хотя, к примеру, и сегодня есть люди, которые с радостью делают сами и носят шляпки, порой очень оригинальные – к примеру, в субботу, 14 марта, я смогла в этом убедиться на вечеринке «Стиляги STORY» – там было столько прекрасных женщин в великолепных шляпках, что глаза разбегались! С удовольствием приходят к нам люди всех возрастов и на мастер-классы по изготовлению шляпок и других как «дамских», так и «джентльменских» аксессуаров. Мода такая разная, что выясняется – не все так элементарно, – уже более оптимистично продолжила она. – Ведь даже этим двум вариантам стилисты находят прекрасное применение. Шляпа, по их мнению, может сочетаться со всей одеждой, кроме лыжных курток, конечно. И, признаться, меня это очень радует, – поделилась шляпных дел мастер. – Радует, потому что, наевшись простотой и однообразием, девушки со временем непременно захотят чего-то большего! И тогда профессия модистки снова будет популярна.
Перед тем как покинуть ателье «БлагоДарю», наш корреспондент не преминул примерить на себя с десяток шляп. И знаете, этот процесс был сродни некой психологической разгрузке – что-то типа шляпотерапии… А еще серьезно задумался о том, чтобы парочку из них приобрести. Ведь сегодня среди всемирно известных знаменитостей есть немало любителей головных уборов – актер Джонни Депп, музыканты Фаррелл Уильямс и Джей Кей из группы Jamiroquai, королева Великобритании Елизавета II, а также Михаил Боярский, который неизменно появляется на публике в широкополой черной шляпе. Ну, а мы чем хуже?
фото из архива автора и из архива Елены Андреевой