Добрый день!
Ситуация следующая: гражданин получил наследство в виде жилого дома. Каким-то образом земельный участок не попал в наследственную массу, следовательно, задача была признать право собственности на земельный участок «под домом».
В целом, практика по таким делам сложилась, на основании п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой этим зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Из документов от прежнего собственника (наследодателя) у нас имелся Договор купли-продажи домовладения от 1970 года, предметом которого являлась покупка как дома, так и земельного участка.
Первым этапом мы решили напрямую обратиться в Администрацию района города, с просьбой передать участок в собственность. В ответ на наше обращение поступил ответ, в котором указано, что наш земельный участок не имеет границ (вернее они не установлены), как на то требует действующее законодательство, необходимо их установить, после чего можно обращаться за передачей участка.
В связи с этим мы вызвали кадастрового инженера и провели все работы по установлению границ земельного участка. При установлении координат, кадастровый инженер руководствовался границами объектов искусственного происхождения (забор), поскольку ни в Договоре купли-продаже, ни в БТИ, не было точных сведений, позволяющих определить фактическое место нахождения земельного участка. По результатам кадастровых работ было установлено, что фактическая площадь земельного участка составила 474 кв.м. (в Договоре указано 450 кв.).
Помимо межевого плана готовим и согласовываем акт согласования границ земельного участка, успешно подписываем с соседями и, как оказалось, участок граничит с муниципальным объектом, следовательно, необходимо подписать акт с уже нам известной Администрацией.
Вторым этапом направляем новое заявление, но уже с другим требованием – «подписать акт согласования границ». Однако, получаем отказ, в связи с тем, что фактическая площадь земельного участка в межевом плане больше на 24 кв.м, чем указано в Договоре (474 вместо 450). Обоснований отказа нам не приводят вовсе.
Но мы знаем, что согласно ч. 3 ст. 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
В нашем случае, все условия соблюдены: у участка нет ранее установленных границ, фактические границы существуют более 15-ти лет, превышение площади менее 10%.
Третьим этапом мы решили обратиться лично к сотруднику Администрации, с целью получить разъяснение. По итогам беседы стало понятно, что никто в предоставленные документы нами не вникал, и был дан простой ответ, обращайтесь к нам «за выкупом 24 кв.м.».
Четвертый этап. Не согласившись с отказом Администрации обращаемся в районный суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка. На судебные заседания ответчик не являлся, в суд направил очередной отзыв с действительно мутными и непонятными мотивировками, что достаточно странно. Суд был выигран, решение суда уже получено и сдано в МФЦ.
Поскольку права собственности на участок еще не было, документы (решение суда, межевой план и т.п.) мы подали как заинтересованное лицо.
Ждем, когда координаты границ участка будут внесены в Росреестр и уже готовимся к вероятному спору с Администрацией по поводу признания права собственности.
Время, потраченное на судебный спор: 5 месяцев.
Количество судебных заседаний: 3 (три).
Продолжение следует….