Найти тему

С чего начинается Родина?

Ответ на этот вопрос у каждого человека разный. И это очевидно, ведь Родина - это не только место, где ты родился; для многих Родиной становится тот уголок, с которым человека связывают воспоминания о близких ему людях, пережитых событиях, полученных эмоциях. И, конечно, чаще всего хочется знать больше о родных землях, об их истории.

Читатель, рада приветствовать тебя на своем канале! Во мне как в человеке, получившем образование историка-краеведа, давно зародилась идея о создании канала, где можно было бы делиться с вами своими наблюдениями за жизнью, в первую очередь, своего города Санкт-Петербурга и его пригородов.
В этой статье я обобщу тему краеведения и расскажу о том, как эта отрасль исторической науки возникла и развивалась в России.

Генеральная карта Российской империи с пограничными территориями из первого научного географического Атласа России, 1745 г.
Генеральная карта Российской империи с пограничными территориями из первого научного географического Атласа России, 1745 г.

Краеведение как процесс изучения определенной территории страны всегда вызывало интерес у многих людей в разные века. В этом процессе изучаются природа, обычаи и традиции населения, условия его проживания на той или иной территории. Подробнейшим образом изучается история различных объектов на этой территории – будь это история развития крупного столичного города или же ничем не приметный дом в маленьком переулке этого города.

Первым шагом в изучении края стало открытие в 1759 г. Архангельского общества для исторических исследований, основанное членом Академии Наук Василием Крестининым.

В 1818 г. историк Николай Михайлович Карамзин издал «Записку о московских достопамятностях», которую можно считать первым путеводителем в русской истории. В «Записке» он описал облик Москвы первой четверти XIX века - так читатели могли узнать больше о памятниках скульптуры и архитектуры третьей столицы Русского государства (после Старой Ладоги и Великого Новгорода).

В 1845 г. было создано Русское географическое общество (РГО), сотрудники которого сделали большой вклад в развитие краеведения как науки, описывая особенности различных регионов и уголков России. К этому времени постепенно в краеведческую работу начали включаться дворяне, интеллигенция. От Владивостока до Петрозаводска по России стали открываться свои региональные краеведческие общества, поддерживаемые Российской Академией Наук, и местные музеи с памятниками археологии, памятниками художественной, нумизматической направленности.

1920-е гг. стали «золотым десятилетием» развития краеведческой науки. Появилось более 200 областных музеев, 37 исследовательских учреждений и обществ. Это стало толчком для основания в 1921 г. в России организации, целью которой было координировать работу этих учреждений с стране, - Центральное бюро краеведения.

Нарком просвещения А.В. Луначарский выступал с докладом на открытии бюро, где сказал: «Наша гигантская, необъятная страна была плохо изучена… Нужно эту работу поставить как можно тщательнее во всех областях».

Бюро будет функционировать до 1937 г. Несмотря на недолгий период существования, результаты деятельности этой организации оказались очень значимы для развития краеведения.

Мраморный дворец в Петербурге
Мраморный дворец в Петербурге

Основное отделение бюро находилось в Петрограде (в здании РАН, Университетская наб., 5; после 1925 г. – в Мраморном дворце), имелось также отделение в Москве (на Сретенском бульваре, с 1925 г. – на Чистопрудном бульваре, 6). Председателем с 1922 по 1927 гг. был секретарь Академии Наук Сергей Федорович Ольденбург.

В ЦБК работало множество академиков и ученых, в том числе известные Николай Павлович Анциферов и Иван Михайлович Гревс – крупнейшие исследователи Петербурга и основатели метода преподавания истории путем проведения экскурсий. Они изучали Санкт-Петербург как живой организм, имеющий душу.

Под руководством ЦБК проходили Всероссийские краеведческие конференции, разрабатывались экскурсионные и образовательные программы. В Петрограде и Москве были открыты Экскурсионные институты - вот где в то время готовили будущих экскурсоводов!

"Известия ЦБК"
"Известия ЦБК"

Центральное бюро краеведения издавало журналы («Краеведение», бюллетень «Известия ЦБК»), где описывалась деятельность краеведческих организаций страны.

Как бы это странно не звучало, но в таком действительно страшном месте СССР 1920-30-х гг. - Соловецком лагере особого назначения, где содержались заключенные, осужденные по политическим делам, - тоже развивалось краеведение.

Андрей Александрович Глаголев - представитель Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения - выступил с докладом о работе отделения на 2-м областном краеведческом съезде в Архангельске в июне 1925 г. В отделении работало около 150 человек, состоявшего из вольных и невольных жителей Соловецких островов. Они активно участвовали в издании журнала "Соловецкие острова" и газеты "Новые Соловки" – печатных органов Управления Соловецкими лагерями особого назначения ОГПУ.

-8

Благодаря труду заключенных на Соловках был создан биологический сад, питомник черно-бурых лисиц, в трех церквях были открыты музейные экспозиции, велись геологические и гидрологические исследования земли и озер.

В общем, краеведение стало стремительно набирать обороты, но к 1927 г. взгляды советского руководства на развитие краеведческого движения разошлись с взглядами членов Центрального бюро краеведения. Государство хотело подчинить краеведение своей идеологии.

В результате Центральное бюро и его многочисленные отделения оказались подчинены Народному комиссариату просвещения СССР, что повлияло на ограничение функций отделений и появление новых требований регулярной отчетности. Финансирование учреждений стало сокращаться, и в итоге почти все краеведческие организации лишились финансовой поддержки государства.

Здание ЦБК в Москве
Здание ЦБК в Москве
П.Г. Смидович
П.Г. Смидович

Главное отделение бюро отныне стало располагаться в Москве (Софийская наб., 38). После смены руководства Центрального бюро краеведения в 1927 г. его возглавил Петр Гермогенович Смидович. На очередной краеведческой конференции в марте 1930 г. он обозначил новые задачи краеведения: реконструкция промышленности, коллективизация сельского хозяйства и городское строительство. Также краеведам предлагалось содействовать вывозу за границу археологических, зоологических, этнографических и иных коллекций. Краеведческая деятельность пошла совсем не в том направлении.

-11

"Академическое дело"

Несогласные с решениями партии подверглись опале. В 1930 г. членами ОГПУ было сфабриковано «Дело Академии Наук», было арестовано 115 ученых-краеведов, часть из которых была приговорена к заключению, ссылке и расстрелу. Отделения ЦБК в регионах объявлялись «филиалами монархической организации», а поездки краеведов по стране были восприняты как попытки объединения для контрреволюционного заговора.

Н.П. Анциферов
Н.П. Анциферов

К «делу» был привлечен также Николай Павлович Анциферов. Он состоял в религиозно-философском кружке «Воскресение», в котором его члены поднимали темы «революция и власть», «революция и религия» и обсуждали вопрос - как сохранить христианскую культуру от уничтожения… Поэтому «Воскресение» признали контрреволюционным, его члены, в том числе Анциферов, были арестованы и отправлены в ссылку. Анциферов около года находился в Соловецком лагере, и после открытия «Академического дела» его перевезли в Ленинград для привлечения к делу. В 1933 г. после нахождения на "Соловках" Анциферов был освобожден из заключения.

«Академическое дело» нанесло серьезный ущерб краеведческому делу в СССР. На несколько лет остановилась исследовательская работа, под запретом оказались исследования в области истории церкви, дворянства, буржуазии.

Журналы, выпускавшиеся ЦБК
Журналы, выпускавшиеся ЦБК

В 1930 г. Ленинградское отделение ЦБК было закрыто. С целью «поставить краеведческое движение на те рельсы, которые нужны социалистическому строительству», журналы «Краеведение» и «Известия ЦБК» были слиты в один журнал «Советское краеведение».

Лахтинская экскурсионная станция в особняке Стенбок-Ферморов
Лахтинская экскурсионная станция в особняке Стенбок-Ферморов

В 1931–1932 закрыты пригородные экскурсионные станции в Парголово, Стрельне, Озерках, Лахте, ликвидирован Музей природы Северного побережья Невской губы в Лахте (большая часть научных коллекций уничтожена).

Вскоре ЦБК было признано ненужным. 10 июня 1937 года Совнарком РСФСР выпустил постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». Согласно этому постановлению, существование ЦБК и местных органов краеведения признавалось нецелесообразным.

Рузский  краеведческий музей
Рузский краеведческий музей

В течение нескольких месяцев все учреждения этой отрасли науки были закрыты. Краеведческая работа допускалась лишь на уровне музеев, учебных заведений, культпросветучилищ. Вся краеведческая литература, выпущенная до 1930, подлежала тщательному пересмотру для изъятия «политически вредных изданий». В 1937 г. Центральное бюро краеведения прекратило свое существование.

В период "оттепели" краеведческая деятельность возобновилась: начались экспедиции для изучения новых местностей, открывались музеи-заповедники. В 1980-е гг. частым явлением стало проведение научных конференций (сначала региональные, затем - межсоюзные).

Ежегодно в РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге проводятся Анциферовские краеведческие чтения, на которых свои работы могут представить начинающие краеведы - студенты.

Мне кажется, что знать историю своей страны очень важно! А историю своей Родины - просто необходимо!

Спасибо каждому за прочтение этой статьи!