Итак, любит ли Бог дьявола?
Попробуйте сначала сами ответить на этот вопрос и, скорее всего, ответ будет отрицательный.
В самом деле, в Библии сказано о дьяволе, что он:
- искуситель (Мф. 6.13),
- противник людей (1 Петр. 5:8),
- отец лжи и убийца (Ин. 8:44),
- клеветник людей Божьих (Откр.12:10),
- возгордившийся гордец (Ис. 14:12-15).
И еще многое чего другого, чего не может любить Бог.
Кажется, что Бог просто по определению не может любить того, кто является воплощенным злом.
Даже если мы применим к нему принцип: люби грешника и ненавидь грех, то и тут мы не сможем утешиться.
Про любого другого грешника мы не можем быть уверены в его окончательной судьбе. У него до последней минуты остается шанс покаяться.
Однако про дьявола мы все знаем однозначно.
Евангелие четко говорит, что он пойдет до конца, никакого раскаяния не произойдет, и его судьба вместе с его приспешниками – быть вверженным в горящее озеро на веки вечные и без какого-либо покаяния:
«А дьявол… ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Откр. 20. 9.
Все это так, но теперь давайте присмотримся к другой стороне проблемы.
Далеко не все однозначно в этом вопросе даже применительно к людям.
Какими бы злодеями они порой ни были, они зачастую остаются любимыми своими близкими людьми.
И сколько бы горя и слез ни принесли людям Гитлер или Чикатило, для их матерей всегда может остаться в сердце для них уголок сострадания и любви.
Если эта степень «врожденной» любви свойственна людям, почему мы исключаем из нее Источника всей любви – Бога, про Которого сказано:
«Бог есть любовь» (Ин. 4.6).
Уже Иисус Христос подчеркивал это свойство Божьей любви – распространяться на все творение без разделения на «хороших» и «плохих», «добрых» и «злых», «праведных» и «неправедных».
Мало того – и на врагов, каким по сути и является дьявол для Бога.
И даже люди призываются Христом к подобной любви по тому же примеру:
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Мф. 5. 43-45.
Дьявол – это тоже изначально творение Божие.
Да – самое искалеченное и изуродованное, самое искаженное грехом и противлением, но, тем не менее, – Божье творение.
А ни одно из Его творений не исключается из океана Божьей любви, где было когда-то создано.
И если людям все-таки свойственно менять свое отношение к другим в зависимости от их отношения и поведения, то это отнюдь не свойственно Богу.
Вот как об этом пишет св. Исаак Сирин:
«Что Бог извечно неизменен во всем, чем обладает Он по естеству, и что не изменяется Он по причине того, что происходит в творении, - я думаю, что никто из разумных не будет оспаривать это. Каждому, кто обладает разумным мышлением, известно, что даже если в нас происходит изменение… то в сознании Создателя существует единый равный взгляд на все разумные (существа), и на все творение изливается от Него единая любовь и милость, которые неизменны, вневременны и вечны…
Это потому, что на то Естество не воздействует ни происходящее, ни противное Ему, и внутри Него не возникает какое-либо случайное движение, которое имело бы свою причину в творении, а не находилось в Нем от вечности; и любовь, которой Он обладает, не есть результат действий (совершенных ими) во времени.
Напротив, в сознании Его всякий имеет свое единственное место в чине любви соответственно образу, который Он узрел в них прежде, чем создал их… У Него единый чин совершенной бесстрастной любви ко всем им и у Него единый промысл как о тех, кто пал, так и о тех, кто не пал».
Что ж, хотя дьявол – пал, и пал сильнее, чем любое другое творение Божье, на Любовь Бога это повлиять не может.
Более того, можно дерзнуть предположить следующее.
Многодетные родители в один голос утверждают, что больше всего любви, жалости и сострадания у них вызывают именно самые болезненные или непутевые дети.
Те, по которым больше всего было затрачено трудов, проведено бессонных ночей и пролито слез.
Поостережемся проводить прямые аналогии и заявлять, что дьявол – это «любимейшее творение Божие».
Даже у людей – это не так.
Родители - не то что любят своих непутевых и несчастных детей больше, - просто они им дороже именно вследствие большего объема потраченных на них моральных и физических сил.
Они слишком «дорого» им обошлись.
Видимо, нечто подобное есть в отношениях между Богом и дьяволом.
Дьявол для Бога – не самое «любимое» (Бог любит всех одинаково), но самое «дорогое», во всех смыслах, создание.
Слишком «дорогое» - увы! – не только для Бога, но и для всех нас.