Бельведер в Вене — это не один дворец, а целый ансамбль. В него входят Нижний и Верхний Бельведер, а также сад, прекрасно дополняющий композицию. Бельведер строился как летняя резиденция для знаменитого принца Евгения Савойского.
В 1695 полководец обзавёлся участком на юге современной Вены. Там он решил построить себе резиденцию, но прошёл ещё десяток лет, прежде чем его замысел был воплощён в жизнь.
Дворец как произведение искусства
Поначалу Савойский планировал ограничиться лишь Нижним Бельведером. Для работы над ним принц пригласил знаменитого архитектора Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта, прежде служившего военным инженером. Признанный мастер барокко остался верен своему стилю и к 1716 году возвёл простой, но изысканный дворец.
Стараниями именитых скульпторов и художников резиденция принца превратилась в настоящее произведение искусства. Например, Мраморный зал, названный так благодаря обшивке из красного мрамора, обязан прекрасными фресками и лепниной Гаэтано Фанти. Над фреской, расположенной на потолке, работал Мартино Альтомонте.
Над садом, расположенным между Нижним и Верхним Бельведером, работал архитектор Доминико Жирар. Строгие линии, расположенные симметрично живые изгороди, скульптуры и фонтаны, вольер, зверинец и Оранжерея — сад Бельведера послужил образцом для многочисленных европейских парков.
Художественная галерея
В 1722 был закончён Верхний Бельведер, служивший принцу Савойскому резиденцией для приёмов. Дворец знаменит благодаря расположенной в нём художественной галерее. Ещё в конце 18-го века Мария Терезия, выкупившая дворец после смерти Савойского, перенесла в него коллекцию живописи императора.
Австрийскую столицу прославило объединение «Венский сецессион». Среди прочих, в него входили Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Произведения художников «Сецессиона» составляют основу собрания галереи Бельведера.
Споры вокруг Климта и Мунка
Когда-то в Бельведере хранилось намного больше полотен Климта. Долгое время не утихали споры, кому должны принадлежать шедевры австрийского художника: галерее или наследникам Адели Блох-Бауэр, изображённой на 2 знаменитых картинах. В начале 2000-х полотна были изъяты из Бельведера, но австрийское правительство не оставляло попыток выкупить их у владельцев. Однако Мария Альтманн, одна из наследниц Блох-Бауэр, запросила сумму в 300 млн долл., так что Австрии пришлось отказаться от своих планов.
Похожая история произошла и с полотном «Летняя ночь на пляже» Эдварда Мунка. Впервые картину получила в подарок лично от художника муза многих знаменитых писателей и живописцев Альма Малер-Верфель. Она подарила картину Австрийской галерее и вскоре эмигрировала. Её отчим забрал полотно из галереи и перепродал его вновь. В конце 1940-х Альма Малер-Верфель предприняла несколько попыток вернуть «Летнюю ночь на пляже», но все её иски были отклонены. Лишь её внучке Марине Малер удалось выиграть дело, и в 2007 году знаменитая картина Мунка перешла к наследнице Малер-Верфель.
Арена исторических событий
Бельведер послужил местом действия важных исторических событий. Например, именно здесь в 1941 был подписан Венский договор, согласно которому Югославия присоединялась к Берлинскому пакту 1940 (Пакт 3 держав между Германией, Италией и Японией).
Большинство жителей Югославии отрицательно приняли подписание договора, так что он не был ратифицирован. В 1955 году в Бельведере был подписан другой важный документ — Декларация о независимости Австрии.