Может показаться,что я специально подбираю всякое непотребство из российской истории. Да нет, просто даты так ложатся. Да и честно говоря, тут куда ни наступи...
166 лет назад, 28 марта 1854 года, со вступлением Франции в войну против Российской империи, оформилась странная для XIX века коалиция Франции и Англии. Это как союз собаки и кошки. В последний раз эти страны объединяли усилия более двухсот лет назад – против габсбургской Католической лиги. А в следующий – почти через 100 лет вперед, перед гитлеровской угрозой. А до и в промежутках – только конкуренция, только войны.
Как же России удалось соединить несоединимое, достав в равной мере два самых развитых государства Европы?
Во-первых, кинув их в Польском вопросе, когда вопреки гарантиям Венского конгресса, превратила присоединенные территории герцогства Варшавского в типовую российскую провинцию – сейм и местное самоуправление упразднялись, греко-католическая церковь была запрещена, произведено губернское разделение. Массовая польская эмиграция изменила мнение Европы о России.
Во-вторых, нельзя не отметить как всегда «блестящую» российскую дипломатию. Один задом вперся в тронный зал турецкого султана, другой заявил, что новоиспеченный бельгийский король вовсе не король и что ноги российского монарха не будет в Бельгии пока на троне клоун. Какой-то … «лавров» надоумил Николая I назвать французского императора- «Мой друг», вместо принятого в Священном союзе монархов обращения «Мой брат».
В третьих, уже по традиции, решили защитить детей от турецких «бандеровцев». Аж в четырех странах, находящихся под властью Султана – в Молдавии, Валахии, Сербии и Болгарии.
И, наконец, в четвертых, не обошлось без попов. Не поделили католические и наши какие-то ключи от какой-то небольшой, но приносящей очень хороший доход, церквушки в Иерусалиме. Ну, ясное дело – как тут стерпеть?
В общем, понеслась – русские войска вошли на территорию Молдавии и Валахии. А заодно 9 февраля 1854 года Россия объявила войну Англии и Франции. Зачем? Эта загадка мучает историков не один век.
Итог той войны - Восточной или как чаще называют - Крымской, известен и закономерен. Самое время процитировать Энгельса:
«На российский престол взошел посредственный человек с кругозором взводного командира. … Южнорусские степи, которые должны были стать могилой вторгшегося неприятеля, стали могилой русских армий, которые Николай со свойственной ему жестокой и тупой беспощадностью гнал одну за другой в Крым вплоть до середины зимы. И когда последняя, наспех собранная, кое-как снаряжённая и нищенски снабжённая продовольствием армия потеряла в пути около двух третей своего состава, а остатки её оказались неспособными к сколько-нибудь серьёзному наступлению на врага, тогда надменный пустоголовый российский правитель жалким образом пал духом и, приняв яд, бежал от последствий своего цезаристского безумия… Царизм потерпел жалкое крушение, скомпрометировав Россию перед всем миром»
Аминь.