Как известно, если не положишь ничего, то и доставать будет нечего.Если применить это к бизнесу, то суть будет примерно такая — «не вкладывая средств не жди отдачи» . Такая модель в большинстве случаев дает положительную динамику и позволяет Вашему делу выйти на новые рынки или увеличить лояльную аудиторию, но что-же делать тем, кто только начинает своё дело и не имеет достаточно средств для того, чтобы вложить их в бизнес. Давайте будем честны перед самими собой, большинство предпринимателей приходят в бизнес не от того что это их призвание и они без этого жить не могут, а по тому, что хотят большую финансовую отдачу от своих навыков. Финансов на старте у них не так много.
Для некоторых видов бизнеса кредитование на старте неизбежно, но эти ниши не под силу начинающему предпринимателю, поэтому даже рассматривать их не стоит. Многие и очень многие, могут обойтись лишь небольшими средствами в самом начале, особенно если это касается сферы услуг, но это абсолютно не означает, что предприниматели начиная такое дело не побегут за кредитом. Одной из распространенных проблем является «загадывание на будущее», это когда предприниматель оценивая количество оборудования для своего бизнеса закладывает оборудование, которое он хотел бы видеть у себя и оно не жизненно необходимо на данном этапе, зачастую такое оборудование или средства производства так и остаются с минимальной производственной нагрузкой или пользуются ну уж совсем небольшим спросом, а платежи за его покупку меньше от этого не становятся. Постарайтесь объективно оценить оборудование минимально необходимое Вам в самом начале Вашего дела, не берите то оборудование спрос на которое не окупает платежа по кредиту лишь для имиджа, лучше взять такое оборудование в аренду или выполнить заказ у конкурентов получив минимальную прибыль, чем приобрести свое и платить ежемесячные взносы.
Когда я открывал «Клуб программирования и робототехники CodoRobo» я посчитал что 3D печать это круто и мне жизненно необходимо иметь 3D принтер в клубе. В итоге я не нашел специалиста который бы мог заменить меня на этом курсе и 30 000 лишних средств похоронены на полке, так как я не особо тянусь к 3D моделированию и изначально планировать делегировать эту область. Данный пример излишеств не единичный в моей практике, всякий раз не могу отказать себе в желании взять что нибудь лиж бы всем говорить что «и это мы тоже можем» в общем итоге я думаю оборудования тысяч на 200-250 ждет своего часа.
Есть еще один очень затратный пункт бизнеса — клиенты и их поиск. Я, вспоминая год 2012 могу с уверенностью сказать, что даже объявления на подъездах работали великолепно, сейчас это максимально нишевый и практически мертвый канал привлечения клиентов. Многое изменилось с тех времен, появилось большое количество каналов привлечения клиентов, средств автоматизации бизнес процессов, но некоторые предприниматели так и остались там, в 2012 году ведя клиентскую базу в тетрадке! В тетрадке? Ах да забыл еще некоторые могут в exel табличке!
Представьте, что Вы потратили на рекламу 100 000 рублей и привлекли 30 клиентов, каждый из них Вам обошелся в 3 300 рублей, а стоимость Вашего товара или услуги меньше чем стоимость клиента. Что делать? Все пропало шеф!
В 2022 году мало найти и привлечь клиента, его необходимо удержать и сделать максимально лояльным к Вам, для этого не хватит не exel табличек, ни тетрадки. Нужно автоматизировать бизнес процессы, нужен сайт, рассылки,нужны CRM и ERP системы, нужны новые подходы и стратегии. И тот, кто до сих пор этого не понял канет в лету и на его месте вырастут новые предприниматели, которые будут осознавать необходимость применения современных систем работы с клиентами.
Возможно для старта своего дела может быть достаточно и странички в instagram или ВКонтакте, но есть то, без чего невозможно обойтись и это клиентская база и работа с ней. Большинство предпринимателей скажет, что у них есть клиентская база и в 98% случаев они будут подразумевать мертвый exel документ или того хуже тетрадь, я же со 100% уверенностью скажу что у них нет этой самой базы и что в нужный момент они голову сломают как рассказать своим клиентам о скидках или новом крутом товаре.
Но выход есть ! Необходимо использовать новые продукты и технологии, начать выводить клиентов на повторные заказы, проводить продажи сопутствующих товаров, но для этого необходимо начать внедрить CRM систему, обзавестись сайтом. Сложно, скажете Вы и будете совершенно правы. Возможно Вы уже пытались внедрить CRM систему, заказать сайт и обожглись, такие случаи не единичны. CRM системы пытаются сделать универсальными для всех моделей бизнеса усложняя и усложняя интерфейсы, в итоге для того чтобы внедрить CRM систему Вам придется прибегнуть к услугам интегратора. Заказать сайт тоже может стать огромной проблемой, в лучшем случае Вы не получите желаемого результата, в худшем просто останетесь без денег и сайта. Есть одно решение на рынке, это FastyCRM которое объединяет в себе сайт и CRM систему, максимально простое и лаконичное, имеющее все необходимые инструменты и стоящее 333 рубля в месяц. "Фантастика" - скажете вы. Нет, реальность!
Используя FastyCRM вы сможете буквально за пару дней получите сайт который Вам помогут настроить, CRM систему в которой будет клиентская база, работа с заявками, календарь заявок, рассылки, аналитика скидочных акции и со всем этим арсеналом вы разберетесь за 10 минут. Вы сами можете все проверить посетив сайт FastyCRM и запросив доступ к демо проектам.
Всем желаю успехов в нашем нелегком деле, старайтесь максимально рационально использовать силы и средства в наше непростое время.