ГЕРОИ РУССКОЙ КЛАССИКИ В ЖИВОПИСИ

241 прочитал
19 век считается литературоцентричным в русской культуре.

19 век считается литературоцентричным в русской культуре. Художественные произведения известных классиков оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль и все сферы культуры, в том числе, – на живопись.

Многие художники охотно черпали вдохновение в классических литературных сюжетах, которые глубоко и правдиво отражали реалии современной жизни.

Картина И. Е. Репина «Дуэль Онегина и Ленского» – одна из самых интересных в творчестве художника. Автор изобразил героев по диагонали, тем самым визуально подчеркнув драматизм сцены. Для усиления контраста он нарисовал Онегина в черном пальто, а Ленского – в светло-бежевом костюме. Герои стоят в гордых, вызывающих позах, которые исключают возможность примирения.

Другая знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге» перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова «На Волге». Правда, художник – в отличие от поэта – сделал акцент на группе бурлаков, а пейзаж является лишь фоном действия. Некрасов же посвятил свое произведение реке Волге, а бурлаки являются частью ее могучей жизни.

Картина В. Г. Перова «Старики родители на могиле сына» посвящена финалу известного романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Художник изобразил отца и мать Базарова на кладбище, куда они пришли почтить память безвременно умершего сына. Сюжет получился грустным, трогательным и очень жизненным: даже со спины убитых горем стариков зритель чувствует их боль и горе.

Картина Н. А. Ярошенко «Студент» изображает молодого человека, который своим внешним видом и выражением лица напоминает Раскольникова. На полотне герой предстает перед зрителями в полный рост; он одет бедно, однако держится с подчеркнутым достоинством. Поза студента – напряженная, выражение лица – сосредоточенное и мрачное. Эти черты внешности навели некоторых критиков на мысль, что художник нарисовал своего студента под впечатлением образа Раскольникова.

Картина М. А. Врубеля «Царевна-лебедь» написана по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», основанной на одноимённой сказке А. С. Пушкина. Врубель работал над декорациями к спектаклю и, вдохновленный чудесной музыкой, написал отдельное полотно. Царевна- лебедь в интерпретации художника получилась загадочной, легкой и в то же время мрачной. Ее белый воздушный наряд заметно контрастирует со свинцовым небом, оставляя у зрителя чувство смутной тревоги перед неизвестностью.