Найти в Дзене

ВИТРАЖ В ИНТЕРЬЕРАХ ПАМЯТНИКОВ РУССКОГО МОДЕРНА

Интерес к витражу в России появляется в первой половине 19 века. Витражи украшают интерьеры императорских резиденций, особняков. Первые витражи встречаются в постройках А.А. Менеласа: павильон «Шапель» и грот-родник в Александровском парке, капелла в парке Александрия (Петергоф). Также витражи стали использовать, например, архитекторы А.И. Штакеншнейдер, К.-Д.Шинкель, И.И.Шарлеман. Витражи получили массовое распространение в России к концу 19 века. К этому времени совершенствуются способы изготовления витража, меняется техника его исполнения. В русском модерне наиболее популярен наборный, орнаментный витраж («живопись стеклом»), который имеет геометрическое построение. Цветовые элементы, вырезанные из фигурных стекол, скрепляет металлическая арматура, которая, следуя изгибам контура, выделяет черным цветом каждый элемент. Мастера экспериментируют со стеклом. Применяются новые технологии обработки стекла – механическая и химическая: ирризация, гравирование, травление.
Витражи в Россию
витраж-плафон в гостинице «Метрополь»
витраж-плафон в гостинице «Метрополь»

Интерес к витражу в России появляется в первой половине 19 века. Витражи украшают интерьеры императорских резиденций, особняков. Первые витражи встречаются в постройках А.А. Менеласа: павильон «Шапель» и грот-родник в Александровском парке, капелла в парке Александрия (Петергоф). Также витражи стали использовать, например, архитекторы А.И. Штакеншнейдер, К.-Д.Шинкель, И.И.Шарлеман.

Церковь святого Александра Невского (капелла) в Петергофе. Витражная роза.
Церковь святого Александра Невского (капелла) в Петергофе. Витражная роза.

Витражи получили массовое распространение в России к концу 19 века. К этому времени совершенствуются способы изготовления витража, меняется техника его исполнения. В русском модерне наиболее популярен наборный, орнаментный витраж («живопись стеклом»), который имеет геометрическое построение. Цветовые элементы, вырезанные из фигурных стекол, скрепляет металлическая арматура, которая, следуя изгибам контура, выделяет черным цветом каждый элемент. Мастера экспериментируют со стеклом. Применяются новые технологии обработки стекла – механическая и химическая: ирризация, гравирование, травление.

Витражи в Россию завозятся из Европы (обычно из Германии). Первыми производствами, которые появлялись в Петербурге, руководят иностранные мастера (например, мастерская «М.Эрленбих и К»). Рижская витражная мастерская Эрнста Тоде изготовляла основную массу витражей для Москвы и Петербурга. И только к самому концу 19 века витражное производство в России становится самостоятельным и оригинальным. Самые крупные производства – фирма «М.Франка и К», мастерская В.А. Фролова, Северное стекольно-промышленное общество. Витражисты всего за пару десятилетий выработали свой оригинальный стиль, обогатили витражное искусство.

В Петербурге начинается строительным бум. На фасадах доходных домов появляется небывалое прежде разнообразие окрасок, размеров и форм окон: круглых, овальных, скругленных, скошенных, выпуклых и др. Новые дома оживляли архитектуру серых и унылых петербургских дворов.

Витебский вокзал
Витебский вокзал
особняк З.Г. Морозовой, витраж "Рыцарь"
особняк З.Г. Морозовой, витраж "Рыцарь"

В интерьерах доходных домов лестничное пространство и вестибюль выделяется цветным витражом. Витражные панно занимают особое место в общественных интерьерах: например, в гостинице «Европейская» в Петербурге (архитектор К.Э. Маккензен), в ресторане гостиницы «Метрополь» в Москве (архитектор В.Ф. Валькотт) в здании Витебского вокзала (архитекторы С. А. Бржозовский, С.И. Минаш, Н.С. Островский).

Интерьеры частных домов, украшенные витражами, обретают подвижность, многоплановость. Витражи становятся ведущим композиционным приемом в решении интерьеров. Благодаря достижениям технологий, архитекторам удалось использовать огромные остекленные поверхности, витражи из толстого непрозрачного стекла, витражи в графической технике. Цветное стекло придает оригинальность и выразительность интерьеру, создает особую цветовую среду, гармонию, настроение.

Важное место в интерьере занимают источники света. Разнообразные по форме и размеру осветительные приборы, наравне с окнами, становятся частью ансамбля интерьера, а также создают пространственную организацию помещений. Как особый прием в интерьере используется электрическое освещение. Применяется витражные вставки с искусственным освещением (например, в особняке Морозовой, в особняке Шехтеля в Ермолаевском переулке, в особняке Рябушинского). Люстры нередко выполняются из того же материала, что и витражи (металла и стекла) и перекликаются с ними по цвету. Такие люстры являются своеобразной миниатюрной копией витражей.

витражная люстра в особняке Морозовой
витражная люстра в особняке Морозовой

Новый вид витража – витраж-плафон можно встретить в гостинице «Метрополь» (Москва), в служебном корпусе Русского музея, в ресторане Палкина (Петербург).

Использование витражей в эпоху модерна – переломный этап в развитии витражного искусства. Зарождаются новые технологии, появляются новые сюжеты, новые смыслы, меняется место витража в композиции интерьера.
______________________________________________________

Мы работаем с 1987 года. Выезд специалиста в пределах ЦФО. Доставка по России.
Мы знаем и любим своё дело!

Наш сайт

ВКонтакте

Телеграм-канал

#витражи #модерн


#витражтиффани #витражизстекла #витражиназаказ #дизайнинтерьера #интерьер #витраж #витражитула #витражиорëл #витражибрянск #витражикалуга #цветноестекло #витражи #мозаика #стекляннаямозаика #orelglass #stainedglass #artglass #artstudio #glasspictures #русскиймодерн #петербург #витражплафон #гостиницаметрополь #особнякморозовой