Найти в Дзене
Игорь Орлов

Контрастные седмицы единого Великого Поста

Оглавление

Каждая седмица Великого поста – особая. Они интересно чередуются.

Посмотрим как.

Великий пост имеет в себе чередование трудных и светлых седмиц, завершающихся праздником, которому посвящена эта седмица.

Первая седмица – трудная.

В ней 4 дня читается великое творение преп. Андрея Критского – «Великий покаянный канон». В течении седмицы – строгий пост (сухоядение или голодание, кому позволяет здоровье).

Святитель Андрей Критский, создатель Великого Покаянного Канона.
Святитель Андрей Критский, создатель Великого Покаянного Канона.

Завершается седмица праздником «Торжество православия». С формальной точки зрения это праздник победы над ересью иконоборчества. Но если посмотреть на праздник глубже, как предлагает, например святитель Игнатий Брянчанинов, Православие это верность Евангелию и святоотеческой традиции. Православие это почитания Бога в Духе и Истине.

Соответственно этому, в первую неделю ум постящегося и дух его настраивается на большой Великий пост, на 48 счастливых дней великого путешествия в глубины покаяния, очищения сердца и воскресения в Боге. Это очень важно в начале: твердые опоры ума и духа, чтобы пройти этот пост столь же твердо.

Вторая седмица – светлая.

В конце этой седмицы праздник памяти святителя Григория Паламы. Святой Григорий Палама – исихаст. Что лучшее есть в православное традиции, чем исихазм, апогей ее? Безмолвие ума и сердца к злому и страстному, лишнему, умное делание и нетварное воссияние Бога в душе, добродетельная гармонизация души в Боге – вот смысл исихазма, и суть настроя и духовного движения в этой второй седмице Великого поста.

Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама

Третья седмица – трудная, Крестопоклонная.

Крест Христов не сразу понимается человеком практически и, оттого, не сразу понимается, как Крест в помощь. Надо проникнуться опытно и постичь по смыслу Крест. Это немалый труд самопознания, Богопознания и миропознания, чтобы научиться принимать Крест с благодарностью к Богу, понимать свой крест правильно и с Божьей помощью нести его. Но это важно в христианской жизни и седмица, посвящаемая этому, - в помощь.

Четвертая седмица – светлая.

В конце ее праздник памяти святого Иоанна Лествичника. Святой Иоанн – одаренный, верный, благословенный подвижник. Ему была явлена Лествица, которую видел патриарх Иаков, по которой поднимались и спускались ангелы. Святой Иоанн описал 30 благословенных ее ступеней, равных земному возрасту Христа до начала Его Служения. Свет восхождения к добродетелям, память Бога в этом восхождении делает эту неделю светлой.

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский

Пятая седмица – трудная.

В завершении ее праздник памяти святой Марии Египетской. В середине седмицы – Марьино стояние, на которой прочитывается полностью «Покаянный канон» святого Андрея Критского (который читался 4 частями в первой седмице). Память святой Марии – это памятование о том, что с Божьей помощью можно одолеть любую напасть. Подвиг святой – великий подвиг одоления глубоко вжившихся пороков безбожной жизни.

Преподобная Мария Египетская
Преподобная Мария Египетская

Шестая седмица – светлая.

В пятницу этой седмицы завершается Святая Четыредесятница – 40 дней Великого поста. В воскресение празднуется праздник «Вход Господний в Иерусалим или Неделя вайи».

Почему седмица светлая? Те, кто стояли тогда в Иерусалиме и встречали Христа в тот день с ветками вайи - встречали Его как Царя. Они видели, как много доброго сделал он людям, как много спас людей, как отвечал на каверзные вопросы. Это был триумф Христа, человеческая благодарность Ему. Только Бог Отец и Сам Христос знали, что пришел Он не для славы людской сюда, но для страданий и Креста, и великого спасения людей.

Но все-таки в этот праздник стоит вспомнить, перечитать, увидеть, как много людей спас Христос в Земной жизни Своей, как вел Себя с искушающими. И память, и пример. Это особые, светлые места в Евангелии.

Седьмая седмица – трудная, Страстная.

Это дополнительная седмица. Официально, она не входит в Великий пост, хотя на ней самый суровый пост и самые величественные службы. На этой седмице каждый день - Великий, каждый день - трудный. Память страданий Христа ради искупления, позора ради славы, смерти ради Воскресения.

Завершение седмицы – самое радостное событие христианского мира – Светлая Пасха Христова, Светлое Воскресение Христово.

-6

Весь этот великопостный труд с чередующимися трудными и светлыми седмицами стоит пройти, чтобы человеческая, несовершенная наша природа, очистилась, укрепилась в Боге, Божественной силой, светом и благодатью. Всякое усилие человека к Богу, всякий свободный и осмысленный выбор им Бога находит от Него отклик, значительно превышающий все человеческие возможности. Совершающий обретает. Благословен Бог всегда!

Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.