Найти тему
Галина Корота

МОНАХИНЯ ЕВФРОСИНИЯ

Была в моей жизни встреча с особенным человеком, поменявшим некоторым образом моё мировоззрение, - это была странница Зоя – Зоя Дмитриевна Астахова.

Познакомилась с Зоей Дмитриевной у неё дома, куда я пришла на домашнюю исповедь по приглашению одной моей знакомой верующей. Я не была тогда воцерковленной, в храм ходила в соответствующие праздники освятить куличи, яйца и воду. Считая, что исповедоваться на дому не так стыдно, пришла по указанному знакомой адресу. В квартире было довольно много народу, который толпился в гостиной. Двое молодых батюшек принимали исповедь в разных комнатах.

Зоя Дмитриевна, познакомившись со мной, направила меня к священнику Игорю, недавно закончившему духовную семинарию в городе Сергиевском Посаде, и начавшему служить в Храме Георгия Победоносца г.Краснодара.

Я перечислила свои грехи, которые вспоминала накануне этой исповеди, отец Игорь помолился и предложил в ближайшее время прийти в храм, чтобы принять участие в службе и причаститься, предварительно подготовившись к этому таинству. С тех пор я стала ходить в храм, участвовать в церковной жизни.

Зоя Дмитриевна убедила меня освятить нашу квартиру, а позже обвенчаться с мужем. Освещал квартиру батюшка Игорь, Зоя Дмитриевна тоже принимала молитвенное участие в освящении. После этого наша квартира, оставляемая на несколько дней без запоров моим сыном – подростком, ни разу не подвергалась ни кражам, ни другим неприятностям.

Сойдясь поближе с Зоей Дмитриевной, я обнаружила, что она удивительный человек. В ней чувствовалось неудовлетворённость земным и жажда Богообщения. Эти качества привлекали меня к людям, подобным Зое Дмитриевне.

При наших встречах она рассказывала о своей недавней поездке в святые места и намерении снова отправиться то в Донской монастырь, то в Почаев, то в Дивеево. Иногда она пристраивалась к паломническим поездкам, организованным Краснодарской епархией. В этих поездках верующие могли поклониться почитаемым иконам, мощам святых угодников Божиих, участвовать в богослужениях, крестных ходах, омыться в святых источниках, познакомиться с историей посещаемых обителей. За постоянные поездки по святым местам Зою Дмитриевну и стали называть странницей Зоей. Зоя стремилась наполниться духом святым, прикасаясь к духовным святыням тех мест, где бывала, следуя наставлениям преподобного Серафима Саровского «Стяжайте Дух Святый» и святителя Филарета Московского «каждый христианин должен находить для себя обязанность в побуждении непременно сделаться святым… без святости никто не увидит Господа…»

Искание Бога и святости заставляли странницу Зою стремиться в святые места. Очень часто она просто покупала билеты на электричку и ехала «на перекладных» от одной станции до другой, стойко перенося неудобства, холод, долгие ожидания следующей электрички или поезда, добиралась в нужное ей место.

Носила она чёрную одежду, была благодарна за свитера, кофты и длинные юбки чёрного цвета, которые я старалась подобрать для неё. На мои вопросы не страшно ли ей одной отправляться в такие поездки, ведь времена были «лихие» 90-е, она отвечала, что обычно садится в тёмный уголок вагона и молится Богу. На груди у странницы Зои были спрятаны ладонки с мощами святых и праведников, полученные ею в этих поездках. Мне запомнились слова, с которыми Зоя Дмитриевна обращалась ко мне и другим людям «Радонька моя»! Эти слова смягчали сердца и в ответ радостью, открывались ей.

В разных уголках страны у неё были знакомые, у которых она могла переночевать и которые принимали её.

Рассказывала Зоя Дмитриевна о своей поездке на Валаам и Соловки. Случилось это в то же время, когда туда приезжал наш президент Владимир Путин. Говорила, что ей удалось поговорить с ним о бедствующем народе.

География странствий Зои Дмитриевны была очень обширна, учитывая огромные территории нашей страны. Но у Зои Дмитриевны была ещё одна затаённая мечта – побывать на Святой Земле в «Палестине», как она говорила мне, чтобы поклониться и месту рождения Иисуса Христа в Вифлиеме, и гробу Господнему в Иерусалиме, где в Пасху нисходит благодатный Огонь, и в других христианских местах.

В то время я работала в туристической фирме «Спортинтур» и имела возможность помочь ей получить загранпаспорт. Получив загранпаспорт, Зоя Дмитриевна побывала на Святой Земле, добравшись туда кораблём.

В 1992 – 1993гг. на территории Абхазии произошёл военный конфликт, в результате которого там было не спокойно почти до 2008 года. Погибло более 16 тыс. человек и более 250 тыс. человек стали беженцами.

Люди находились в крайне тяжёлом материальном положении. Негде было заработать денег, хозяйства были разрушены, пенсии не выплачивались. Многим просто нечего было есть.

Ново-Афонский монастырь один раз в сутки кормил всех пришедших туда людей. Продовольствие добывалось с большим трудом.

Странница Зоя, познакомившись с матерью молодого монаха этого монастыря, бывшего студента Кубанского государственного университета, неоднократно перевозила какое-то количество продуктов и от его матери, и от нас, тащя на себе огромные сумки через границу, опасные районы, где можно было угодить и под обстрел. Мы с мужем давали ей макароны, масло и другие продукты и вещи. Помню, что монахам нужны были высокие чёрные галоши, которые я с трудом нашла на вещевом рынке. А Зоя Дмитриевна перевезла их в монастырь. Конечно, этой помощи было совершенно недостаточно, но она делала, что могла.

Позже Зоя Дмитриевна во исполнение послушания своего духовного отца организовывала поездки верующих по святыням в Абхазию к гробнице святого мученика Василиска и к месту молитвы Симона Кананита – одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа.

В каждую свою поездку странница Зоя, по возможности, брала какие-нибудь подарки для людей, которых встречала на своём пути.

Став воцерковленной, я посещала службы в Георгиевском храме г.Краснодара, а когда отец Игорь перешёл на службу в восстанавливаемый в то время храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», стала вместе с Зоей Дмитриевной ходить на службы туда, хотя Зоя Дмитриевна посещала службы и в других храмах Краснодарской епархии. Храм этот находится на территории 1-й городской больницы.

Из истории города известно, что это был 1-й в Екатеринодаре каменный храм, построенный на пожертвования казаков и средства войскового полковника Гулика по проекту капитана Петрова в 1842-1844 годах.

В 1914 году 24.XI здесь молился император Николай II.

С 1922 года по 1993 годы церковь была закрыта, и она использовалась больницей под склады, хоз.нужды, лекционный и концертный зал.

В храме сохранились разноцветные витражи, через которые проникал свет, раскрашивая зал яркими красками радуги.

Когда я первый раз вошла в храм, то вспомнила, что здесь в конце 80-х годов я слушала концерт Краснодарского камерного хора, руководимого народным артистом России Вячеславом Михайловичем Яковлевым. Этот хор был участником международных конкурсов, успешно гастролировал в Испании, Франции, Австрии, поражая слушателей своими уникальными концертами, как русской духовной музыкой, народными песнями, произведениями русских композиторов Мусоргского, Шостаковича, Свиридова, так и программами от Баха до Шнитке. Я помню, что концерт этого хора, на котором я тогда побывала был потрясающим. Величественная хоровая музыка, создаваемая совершеннейшими музыкальными инструментами – человеческими голосами, звучала в этом храме, унося душу к Божественным высотам!

-2
-3

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» восстанавливался довольно быстро с Божьей помощью.

-4

А прекрасный иконостас алтаря и весь храм расписывался, как оказалось, моими знакомыми молодыми художниками, супругами Беломыцевыми Дмитрием и Ириной, получившими благословение на эту работу самого патриарха Алексия II, побывавшего в этом восстанавливающемся храме в 1995 году. Теперь Дмитрий Анатольевич Беломывцев стал известным художником, его работы приобретены Министерством культуры России, Краснодарским художественным музеем им. Коваленко, галереей Современного искусства Франции.

-5

Зоя Дмитриевна принимала активное участие в жизни этого храма, принося свои молитвы Господу. Там была создана и активно работала и работает до сих пор община сестёр милосердия, помогаюшая ухаживать за тяжело больными, 1-й городской больницы.

Прошли годы воинствующего атеизма, и теперь мало кто знает как в те времена отвоёвывались верующим народом храмы у партийной власти.

Я знаю, что Свято Ильинский храм в нашем городе был построен на народные деньги для прекращения эпидемии азиатской холеры, унёсшей более 15 тысяч жителей Екатеринодара в 1892 году. Храм строился долго, и только в 1907 году он был освящён, здесь была совершена первая Божественная литургия.

-6

А в советские времена этот храм планировался переоборудовать под музей религии и атеизма. В поддержку законных требований церкви о возврате храма, интеллигенция и другие верующие люди города собрали более 2-х тысяч подписей и направили их в крайком партии и крайисполком. Там значились и наши с Зоей Дмитриевной подписи.

В 1990году Храм был возвращён церкви и позже восстановлен.

-7

Такую же активность Зоя Дмитриевна проявила и на Камчатке, когда в советские времена там работала. Она была инициатором создания православной общины и строительства храма в одном небольшом населённом пункте Камчатского края, активно участвуя в восстановлении христианской веры.

В начале 2000 годов она собралась ехать на Камчатку снова. У меня было старинное Евангелие, изданное в 1901 году, которым я дорожила. Но по настоятельной просьбе, я передала его Зое Дмитриевне. Она обещала оставить его на Камчатке в православном храме.

Позже я узнала, что Зоя Дмитриевна Астахова оказала большую помощь в поисках фактов становления утверждения и укрепления православия на Камчатской Земле. Она нашла и представила для музея экспонаты, отражающие историю существования православия на Камчатке. Привезла из Украины архивы митрополита Нестора – первого епископа Камчатского. Сведения об этом хранятся в Музее «Истории православия на Камчатке и в Русской Америке», размещённом в храме Собора Святой Живоначальной Троицы в г.Петропавловске-Камчатском.

Зою Дмитриевну привлекали к себе как святые места, куда она часто ездила, так и духовные люди, наделенные Божественной любовью.

Часто Зоя Дмитриевна бывала в Майкопе у слепой схимонахини Алевтины, славившейся своей праведной жизнью и прозорливостью.

Как-то Зоя Дмитриевна рассказала мне о необыкновенном Божьем человеке, болящем иноке Георгие, проживавшем в нашем городе в пос. Пашковском. Будущий инок родился 26 апреля 1935 года в семье Пономаренко Матфея Меркурьевича и Александры Мефодьевны. В 6-месячном возрасте Георгий заболел, после чего остановился рост нижней части его тела. С тех пор и до конца своей жизни он не ходил по земле ногами, а был прикован к постели. Умер инок Георгий 29 января 2002 года. Георгий героически переносил тяжёлую болезнь. Ухаживала за ним его мама, а после её смерти – 11 лет его младшая сестра Надежда, врач-педиатр по профессии. Инок Георгий самостоятельно освоил церковную грамоту, читал книги священного писания, в 1991 году принял постриг и стал монахом, любил читать духовную и историческую литературу, Псалтырь и Евангелие.

-8

Есть свидетельства, в которых люди с удивлением рассказывают о том, что инок Георгий мог переводить тексты с греческого и венгерского языков, пояснявший, что эти знания у него «Оттуда», показывая наверх.

Священнослужители нашего города постоянно уделяли внимание болящему Георгию, ставя в пример своим прихожанам его жизнелюбие, терпение и смирение.

В 1960-е годы к Иноку Георгию стали обращаться односельчане за советами, его молитвами за болящих. Известие о его прозорливости стало распространяться очень быстро.

Инок Георгий никогда не жаловался на свою судьбу, а всех пришедших к нему людей, одаривал своей добротой и любовью. Часто плакал, заливая слезами свою подушку о женщинах, сделавших аборт и о загубленных, нерождённых детках. Он знал даже их имена. Из воспоминаний женщин, книги «Ангел земной», вышедшей в 2021 году я с удивлением узнала, что инок Георгий видел всех загубленных детей на небесах и даже говорил о том, что «Там эти дети растут и развиваются!» Одной женщине сказал, что «Там твой сынок уже диакон!»

Зоя Дмитриевна была уже знакома с иноком Георгием к тому времени, когда пригласила меня к нему. Мы приехали в старенький, построенный ещё дедом Георгия, домик вместе с моей дочерью и Зоей Дмитриевной. В доме находились женщины, ухаживавшие за болящим. Он лежал в маленькой комнате лицом к небольшому окошку, в необычно маленькой кроватке.

Постельное бельё, одежда пахли чистотой. Для обеспечения такого ухода за тяжелобольным требуется немало терпения, труда и любви, которую проявляли к болящему его сестра, а ранее всю жизнь его мама.

Сколько сил стоило поднять болящего, чтобы перестелить постель, а ещё и искупать! И не отходить от него ни на одну минуту! Люди и вместе с ними я, видя чистоту ухоженного болящего считали, что нет особых хлопот по уходу за ним, да и болящий всегда был приветлив, всех встречал радостно.

Меня поразили глаза Георгия. Они излучали такую любовь, доброту и смирение, что откликнулось в моём сердце острой жалостью. Я воспринимала его как страдальца, но по тому смирению, каким он терпеливо переносит муки, стала воспринимать его как Божьего человека.

Зоя Дмитриевна представила нас с дочерью. Она говорила с ним, как старая знакомая. А я смотрела на него, и мне хотелось сделать для него что-нибудь хорошее. Я понимала, как мучительно больно всё время лежать на спине, не имея возможности повернуться на бок, что у больного могут быть кровоточащие пролежни. Но о своих страданиях он не говорил. Георгий говорил о муках женщин на Том свете, сделавших аборты и не раскаявшихся в этих грехах. Он говорил, что был свидетелем этих мук, будучи взят на небеса. Повторял он об этих муках неоднократно. Теперь я понимаю, что он предупреждал женщин раскаяться в своих грехах, сейчас, пока не поздно, чтобы избежать этих мучений в жизни вечной.

Отец Георгий ласково говорил с моей дочерью, даже целовал ей руки и вручил иконку Почаевской Божией Матери.

В этот маленький домик в п.Пашковском я приходила ещё несколько раз, со своей подругой и родной сестрой. Хотелось побыть рядом с добрым, светлым, любящим человеком и хоть чем-нибудь ему помочь, хотя бы продуктами.

Я жалела его, а он, конечно, жалел меня грешницу, потому что видел страдания грешниц, оплакивал их и молился за них перед Богом. Инок Георгий при жизни видел рай, говорил с Николаем Чудотворцем и другими святыми.

Инок Георгий, будучи безгрешным, просил Зою Дмитриевну молиться о его душе и сейчас и позже, когда представится перед Богом, считая себя грешным. Его жизнь явилась мне подтверждением заповеди Господа: «Блаженны нищие духом».

Размышляя о жизни Инока Георгия, о его безропотном принятии болезни, поражаешься его смирению перед волей Божией, мужеству и терпению, с которым он переносил посланную ему боль и другие лишения. По свидетельству его близких, которые ухаживали за ним, Инок Георгий никогда не жаловался на то, что у него болит. Ведь лежать ему приходилось только в одном положении – на спинке. «В нём отсутствовал даже намёк на зависть к людям, которые могут ходить на своих ногах. В его сердце не было и чувства озлобленности на свою горькую судьбу».

Я видела, когда была у Инока Георгия, лицо его спокойное, наполненное добротой и участием к моим словам, когда я рассказывала о своей семье. Беспокоить болящего человека своими проблемами я не решалась, потому не задавала ему вопросов. Теперь, конечно, сожалею об этом. Я знаю, что святым душам попускаются по воли Божией, различные скорби, чтобы любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Инок Георгий, видимо, и был такой святой душой и удостоился Царствия Божия вместе со всеми святыми, пронеся терпеливо свой крест по очень тяжёлой своей жизни мученика.

Каждый год 6 мая на могилку Пашковского кладбища к иноку Георгию собираются его почитатели, чтобы помолиться о душе старца в день его Ангела. Приходят на могилу люди за молитвенной помощью к иноку Георгию и он помогает.

Но не всегда на пути к Богу Зое Дмитриевне встречались люди, благословенные Богом. И вот эта следующая встреча, устроенная странницей Зоей, была для меня предостережением от гордыни.

Однажды, Зоя Дмитриевна позвонила мне и сказала, что у неё остановился вышедший из затвора монах. Она пригласила меня к себе. А я надеялась, что монах поделится своим опытом духовного Богопознания, полученного в молитвенном уединении, откроет что-то новое для меня.

Приехав вместе с моим сыном в квартиру Зои Дмитриевны, я узнала, что монах находится в одной из комнат за закрытой дверью. Зоя Дмитриевна подошла к двери, стала громко читать молитву. За дверью раздался мужской голос: «Войдите». Зоя Дмитриевна вошла и сказала, что пришли гости, которые хотят увидеть монаха.

Через некоторое время вышел мужчина средних лет в чёрной рясе. Он сел за стол и мы стали говорить. Оказалось, что он больше 2-х лет находился в пустыньки, проводя время в молитвах. Теперь вышел из затвора. Он сказал, что хотел увидеться с людьми, да не нашёл их. Я очень удивилась: «А кто же вокруг Вас?» Он ответил: «Да разве это люди?! Вот ты, пошла бы со мной в затвор Богу молиться?» Я ответила, что молюсь здесь на своём месте с моей семьёй. Он сказал: «Ну вот и ответ на твой вопрос». Я распрощалась с ним очень быстро и пожалела Зою Дмитриевну за такого гостя. Понятно, что этого отшельника в его затворе одолела прелесть, что бывает довольно часто с гордыми людьми. Но, Зоя Дмитриевна справилась с ним, и он съехал от неё.

Зоя Дмитриевна говорила мне о радости, которая приходит к человеку во время настоящей, внимательной молитвы, о «непостижимой живительной силе благодати, о том, что нужно помнить о смерти. Как говорил один из святых отцов «Кто помнит, что есть предел его жизни – того человека можно назвать разумным». И тогда поступки его бывают более осмысленными.

«Каждый вздох обращения о Господе на Небе вписывается в книгу Божию для сторичного воздаяния».

Зоя Дмитриевна своей жизнью стремилась к Богу. Приняв монашество она, как и все монахи приняла образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней, облекясь в монашеские одежды и получив новое имя Евфросиния (которое переводится с греческого - «радость»).

При постриге монахиня даёт пожизненные обязанности отречения от мира и полностью следования воле Божией.

-9

Зоя Дмитриевна страдала онкологией, но от операции отказалась, неся эту скорбь, как крест Христа, смиренно подчиняясь воле Божией.

Какое-то продолжительное время я занималась навалившимися на меня проблемами и не встречалась с Зоей Дмитриевной или странницей Зоей, как её называли. А вспомнила о ней в разговоре с батюшками, служившими на кладбище заупокойную панихиду о моём муже. От них я узнала, что Зоя Дмитриевна Астахова умерла в июле 2018 года в возрасте 83 лет.

Так, рядом с моей жизнью прошла жизнь православной христианки, искавшей Бога.

Наверное, она нашла Его.