Самое любопытное заключается в том, что считается, что нет универсальных экономических законов, которые могут претендовать на абсолютную и вечную истинность. То есть, мы видим ту же самую картину в теории права, где так же отрицается универсальность правовых понятий. На самом деле эти универсальные экономические законы есть и они очевидны, другое дело, что отрицая наличие универсальности, оставляют возможность для мошенничества и шарлатанства, навязывая искусственную усложненность, чтоб не понимали экономику непосвященные в экономическую многомудрость.
Вот одна из версий основного экономического закона:
«Основно́й экономический зако́н: Закон функционирования и движения экономики общественно-экономической формации. Выражает особый, исторически определённый характер и способ соединения непосредственных производителей со средствами производства в рамках той или иной общественно-экономической формации, её основное производственное отношение, соответствующее определённой ступени развития производительных сил, общественную форму производства и присвоения прибавочного и необходимого продукта.» Про такой закон говорят, что в нем «очень много букв». Часто определения бывают такие длинные, что дочитав его до конца забываешь, о чем было это определение. Это типичный пример намеренного искусственного усложнения. Если упростить это определение, это то что производственные отношения должны и обязаны соответствовать производительным силам. По сути здесь появление классического марксистского дуализма, то есть проекцию философского выражения сознания и материи в экономической философии, где в качестве сознания выступают производственные отношения, а в качестве материи — производительные силы. И там и здесь производственные отношения как и сознание это пассивное начало в этой связке, а производительные силы, как и материя это активное начало в этой связке. Но и здесь требовались уточнения к самим определениям «производственные отношения» и «производительные силы».
«Произво́дственные отношения — это Совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.»
После уточнения вдруг выясняется, что главным в «производственных отношениях» является отношения сторон к собственности к средствам производства, а так же имущественные отношения. То есть главное в «производственных отношениях» это дележка материальных ценностей, зарплата, денежное вознаграждение, денег.
«Производи́тельные си́лы — это Система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.»
Как обычно, это многомудрое определение пришлось уточнять, включив в понятие производительных сил рабочую силу, средства производства и потребления, по сути представляющее собой некое экономическое «бытие», «материю». При это считалось, что «производительные силы» имеют активное начало. Естественность развития производительных сил, где сознание является пассивным, можно признать если развитие производительных сил идет помимо сознания человека, а именно развитие движущей силой развития производительных сил является человеческое подсознание, человеческие инстинкты, но не в коем случае не осознанная деятельность.
Очевидно, что определения «производственные отношения» и «производительные силы» не совсем соответствуют определениям из философии «сознание» и «бытие», в политологии «надстройка» и «базис». Проблема решается, если признать, что «производственные отношения» это не банальная дележка денег, материальных ценностей, а отношения права и этики на производстве, то есть свести производственные отношения к правовым отношениям на производстве. В данном случае имущественные отношения это всего лишь разновидность правовых отношений, да и само распределение, обмен, производство, потребление так же осуществляется на основе права и этики. Да и сама собственность не возникает, не появляется, а так же ликвидируется без права, то есть собственность возникает только тогда когда на какой-то предмет заявляет кто-то свои права на этот предмет. Заявление своих прав может быть сознательным, а может быть подсознательным, а может быть даже инстинктивным. Но в марксисткой политологии «надстройка» носит активное начало, тогда и «производственные отношения» тоже должны иметь активное начало в экономической деятельности, как и «сознание» в философии. Но это подрывает схему материалистичности философии. Здесь важно другое, что тут нет отрицание такого понятия и явления как «производственные отношения», есть только наделение такого понятия и явления новым смыслом.
Главным первым универсальным экономическим законом можно считать закон — это стремление к полному обеспечению материальных и духовных благ людей. Это почему-то считается изложением основного закона социализма. Но парадокс в том, что это справедливо для любой социально-экономической формации, более того для всего живого мира, как для животных, так и для растений. Стремление и желание всегда есть, но не всегда есть возможности. Отсюда второй закон.
Главный второй экономический закон. Экономическая деятельность состоит из двух постоянно взаимодействующих между собой двоих экономических процессов, это процесс потребления и процесс добычи и производства. Это выражение одного из классических законов диалектики — единства и борьбы противоположностей. Это еще выражается как единство и борьба спроса и предложения, желания и возможностей. Такой закон также справедлив для всего живого мира.
Отличие человека от другого живого мира начинаются с того момента, который называется способом производства и добычи. Вот «официальное», «общепринятое» определение «способа производства».
«Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений. Иначе говоря, способ производства — это исторически определённое диалектическое единство производительных сил и производственных отношений — двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причём это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым.»
Определение многословное, и как обычно труднопонимаемое. Но при этом считается, что способ производства это некое единство между производственными отношениями и производительными силами. Но так же признается, что главную роль в определении способа производства являются все же производительные силы. И здесь встречается как раз главное противоречие, отсутствие прямой связи развития техники и технологий с развитием производительных сил а так же производственных отношений. Но здесь надо учитывать количественные характеристики развития техники и технологий, а так же качественные. Все это позволяет выделить другой основной закон экономики.
Удовлетворение возрастающих потребностей в материальных и духовных благ людей происходит за счет развития техники и технологий. В отличие от двух других законов, это закон относится практически только к человеческому сообществу, так как для других живых существ удовлетворение возрастающих потребностей происходит за счет генетических, биологических изменений внутри живого существа. Например, животное что эффективно осуществлять добычу, оно генетически изменяет, укрепляет когти, зубы, клыки, когда человек вместо этого усовершенствует орудия труда, например режущие и колющие, ножи. То есть развитие техники и технологии это альтернатива генетическим и биологическим изменениям в самом человеке, тем более скорость технического прогресса намного выше чем генетического, биологического. Отсюда следующий экономический закон.
Главной целью экономической деятельности это не только удовлетворение людей в материальных и духовных благ, но и создание технической и технологической альтернативы человеку. Это к стати изложено в религии, в мифах в сюжете, когда боги создали искусственно людей, признавая, что в этих преданиях люди выступили как некая альтернатива богам, по сути люди в этих преданиях выступили своеобразными оживленными механизмами. Но создать полную альтернативу человеку в настоящее время невозможно, поэтому альтернатива, как правило, частичная. Отсюда следующий экономический закон.
Развитие техники и технологий идет по пути уменьшения, снижения субъективного фактора в экономической, производственной сфере. А так же главным показателем развития экономики, производительных сил как раз является развитие техники и технологий. Заимствование со стороны техники и технологий не может быть в принципе развитием экономики и производительных сил. Это как если горилле дать по пользоваться современным смартфоном она не станет от этого умной как человек или вообще умнее.