Цикл "Бесполезные знания" и "Устройство танкера".
Будет много фото! Я предупредил.
"Зачем танкеру грузовой кран?" - такой вопрос иногда задают мне. Те, кто работает в море, даже не на танкерах, знают ответ на этот вопрос. Но я всё таки чаще пишу для тех, кто от моря далёк, но интересуется. Я не считаю такие вопросы смешными, человек имеет право знать. Ну, а я и предоставляю эти знания.
За годы работы в море я научился распознавать класс и тип морских судов по одному лишь силуэту. Это не сложно.
Как узнать, что перед вами танкер? Как правило, это надстройка на корме. Отсутствие каких-либо массивных сооружений на главной палубе. И в районе миделя (середины судна) практически всегда будет виден подъёмный кран. Примерно так:
Могут присутствовать ещё какие сооружения, типа маст-райзера, помещений, где хранятся шланги, дыхательные клапаны, но повторюсь, это не массивные сооружения.
Так зачем на танкере подъёмный кран, если он перевозит жидкие грузы? И первый ответ на такой вопрос, кранов на танкере несколько больше, чем один. Их может быть и два, может быть и три, может быть и четыре.
Кран, который расположен на миделе судна (середине), называется Hose Handling Crane, то, есть кран для работы с грузовыми шлангами. В зависимости от класса и ширины корпуса танкера, кранов может быть и два. Некоторые считают, что два крана устанавливают на танкеры, начиная с класса "суэцмакс" (дедвейт 160 000 тонн), но это не так. Два крана могут устанавливать и на танкеры-афрамаксы (дедвейт до 120 000 тонн).
Грузовые шланги очень тяжёлые. На руках вытащить их из-за борта просто не реально. Так, что основное назначение этих кранов - работа с шлангами. При таких операциях, как STS ( перегрузка груза на другой танкер, Ship-to-Ship) краны используют для поддержки шлангов.
Они имеют достаточный вылет стрелы за борт, и довольно внушительную грузоподъёмность, на танкерах класса ULCC до 50 тонн. Кроме шлангов, краны задействуют для установки переходников на концевики грузовых трубопроводов. Да, и просто, если что-то привезли тяжёлое, и этими кранами работать удобнее. Для работы с кранцами, там, где это требуется.
Следующие краны обычно установлены в кормовой части судна, в районе надстройки. И называются уже эти краны - Provision Crane. Кранов на корме может быть и один, а может быть и два. Эти краны по грузоподъёмности будут скромнее своего старшего брата для грузовых шлангов, до 15 тонн на подъём. Сами понимаете, чем больше танкер, тем мощнее краны на нём.
Эти краны работают для приёма снабжения, запасных частей, продуктов. Вылет стрелы за борт тоже достаточный.
Но! На некоторых танкерах кранов на корме может и не быть. вместо них установлены выдвижные подъёмные устройства. Недостаток этих выдвижных в том, что они работают только в одном положении, повернуть чуть в нос, или в корму невозможно. И даже небольшая качка, уже проблема.
Краны могут быть и гидравлические, могут быть и электрические, какого то общего правила нет. Что заказали, то вам и построят.
Кран может иметь свою собственную гидравлическую станцию, но обычно такие краны, это как раз для работы со шлангами. Встречались и танкеры, где для работы с кранами приходилось запускать общесудовую гидравлическую систему, в которую, кроме кранов, ещё входили и швартовые лебёдки с брашпилем. Но самое развеселье было на одном танкере, где стояла гибридная установка. Гидравлика с электричеством. Движение крана в горизонте, и подъём/опускание стрелы было от гидравлики, а работа гаком - электрическая
Работает на кране боцман, или подготовленный матрос. Работа на гидравлическом кране требует плавности хода на рукоятках управления, работа в стиле волка из Ну, погоди довольно опасна. Кран выбивает по предохранителям, и требуется перезапуск системы. Да и другие "чудеса" могут произойти.
Кран не вращается вокруг своей оси на 360 градусов, есть "мёртвая" зона, где то градусов в 15-20. Чтобы особо продвинутые матросики не пытались развернуть кран по кругу, чтобы не задирали стрелу на запредельные углы по вертикали, чтобы не пытались протащить гак на стрелу, везде стоят ограничители. Заехал на предельные значения, просто сработает "стоп".
Краны находятся в заведовании 4го механика. И кран под наблюдение всех проверяющих и Регистра. Периодически проводятся проверки кранов. И проверяют капитально и тщательно. Проверяют всё-всё-всё. по каждому узлу, по каждому конечнику.
Ну, а раньше, до того как на танкеры стали устанавливать краны, работали обычными грузовыми стрелами. Располагались стрелы там, где сейчас стоят краны.
Вот, собственно, и всё по кранам на танкере.