Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Москва и Пекин: поможет ли нам китайское искусство копирования

Продолжение историй о том, как в Москве рассчитывают уменьшить ущерб от западных санкций развитием сотрудничества с Пекином.

Действительно, китайская промышленность изготовливает многое из того, что российские чновники хотели бы получить. Китай уже стал мощной индустриальной державой.

Давно в прошлом остались те времена, когда коммунистический вожди в Пекине ставили перед собой самые элементарные задачи, и газеты пестрели лозунгами типа: “Рыть туннели и запасаться зерном!”

Фото с сайта: propagandahistory.ru
Фото с сайта: propagandahistory.ru

Теперь задачи реализуются совсем другие: Китай буквально заваливает мировые рынки самыми разными товарами, многие из которых имитируют западные образцы.

Копировать чужие достижения в Китае давно стало одной из важных задач официальной политики. Культура подделок начала развиваться еще в далекой древности, и вспоминается, как правивший в XVIII веке император Цяньлун заподозрил, что его нефритовая чаша – подделка. Да, специалисты это подтвердили - но чаша была сделана так искусно, что восхищенный написал трактат об искусстве изготовления подделок.

Сейчас это искусство отработано до мелочей, детально продуманы не только механизмы копирования, но и то, как скрыть все это от посторонних глаз. Например, появлялись сообщения, что из-за копирования западных моделей обуви рабочие на китайской обувной фабрике могли купить себе пару кроссовок или ботинок со скидкой - но это нельзя было выносить с территории фабрики в течение года.

И вот на таких фабриках огромная армия рабочих производит реплики самых разных западных товаров. Как это образно описывал известный философ и политолог Славой Жижек:

“Традиция, восходящая к “Золоту Рейна” Вагнера, в соответствии с которой работа происходит под землей, в темных пещерах, достигла своего апогея сегодня, когда миллионы безымянных рабочих трудятся в поте лица на китайских фабриках…”

Правда, в последние годы Китай начал утрачивать преимущества дешевизны своей рабочей силы, появилась более дешевые рынки труда – в частности, в Пакистане, на Филиппинах.

А стоимость китайской рабочей силы растет. Дело в том, что резервы квалифицированных рабочих ограничены по сравнению с огромной массой крестьянства в стране. Тем временем продолжение индустриального роста увеличивает потребность в квалифицированных кадрах – и это повышает издержки производства.

Но все равно Китай продолжает оставаться огромным резервуаром рабочей силы - достаточно сказать, что четверть населения планеты живет в Китае. И Москва многие важные технологии получает сейчас именно из Китая.

Фото с сайта: kulturologia.ru
Фото с сайта: kulturologia.ru

Далеко в прошлом остались времена, когда мы передавали китайцам свой индустриальный опыт, отправляли туда машины и станки. С поставкой станков, кстати, тогда пришлось улаживать некоторые деликатные детали.

Порой станки оказывались слишком высокими для китайцев. Советники из Москвы предложили сооружать возле станков специальные помосты. Но китайцы поступили по-другому – они углубили эти станки в пол - до необходимого уровня. Подниматься на помосты показалось китайцам унизительным напоминанием об их росте.

Так вот, когда-то из России в Китай потоком шли станки и другая промышленная продукция – но сейчас мы ввозим оборудование из Китая, а Китай получает от нас в основном сырье. По утверждениям некоторых экономистов, 60% российского экспорта в Китай – это сырьевые ресурсы.

То есть, в сущности экономическое сотрудничество Москвы и Пекина уже сейчас напоминает такие отношения, какие бывают у слаборазвитой страны с экономически и технически более продвинутым соседом. И при этом данные торговые отношения представляют для Пекина не такой уж большой интерес.

Подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении наших геополитических историй.