4,7K подписчиков

Наиболее вероятные места "подсоса" воздуха в карбюратор

6K прочитали
Одно из наиболее вероятных мест "подсоса" воздуха - кольцо на винте качества карбюратора
Одно из наиболее вероятных мест "подсоса" воздуха - кольцо на винте качества карбюратора

"Подсос" лишнего воздуха в карбюратор изменяет состав топливной смеси в сторону обеднения. На бедной топливной смеси двигатель начнет отказываться запускаться, либо будет запускаться и глохнуть, холостой ход станет нестабильным, появятся провалы и рывки при нажатии на педаль газа, ухудшится его мощность и приемистость. В зависимости от того насколько сильно подсасывается лишний воздух такие симптомы будут проявляться более или менее ярко.

На примере карбюратора Солекс 21036, что ставится на двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 определим, где имеются наиболее вероятные места "подсоса" воздуха в карбюратор. Что бы в случае возникновения перечисленных негативных симптомов в работе двигателя автомобиля можно было быстро и без суеты самостоятельно определить их причину и устранить ее.

Места наиболее вероятного "подсоса" воздуха в карбюратор

Начнем перечислять такие места с наиболее простых в устранении.

1. Шланг малой ветви системы вентиляции картера двигателя.

Этот шланг идет от штуцера на клапанной крышки двигателя автомобиля до штуцера в нижней части карбюратора 21083 Солекс. По нему картерные газы вытягиваются из под клапанной крышки во впускной коллектор.

Шланг малой ветви системы вентиляции картера - одно из вероятных мест "подсоса" воздуха
Шланг малой ветви системы вентиляции картера - одно из вероятных мест "подсоса" воздуха

Шланг может быть не плотно надет на штуцера, может потрескаться, может вообще быть снят, что даст возможность воздуху беспрепятственно "подсасываться", примешиваться к топливной смеси во впускном коллекторе и обеднять ее. Двигатель, как минимум, будет троить на холостых.

Однако следует отметить одну особенность, связанную с этим шлангом. На некоторых автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 он вообще отсутствует. Либо был утерян при неясных обстоятельствах, либо сам водитель сам снял его, посчитав, что эта деталь лишняя и бесполезная. При этом двигатель как работал, так и работает не смотря на отсутствие шланга. В таком случае, возможно, имеется полное засорение канала от штуцера (под этот шланг) в карбюраторе, выходящего под его дроссельную заслонку.

Канал малой ветви системы вентиляции картера через который может подсасываться лишний воздух в карбюратор
Канал малой ветви системы вентиляции картера через который может подсасываться лишний воздух в карбюратор

То есть малая ветвь вентиляции картера давно уже не работает и подсоса воздуха попросту нет. Обороты холостого хода, вполне вероятно, выставлены без учета воздуха, проходящего через шланг и малую ветвь вентиляции картера. Двигатель может вполне себе ровно работать на холостых. Эту особенность следует учитывать при самостоятельном поиске мест вероятного "подсоса" воздуха.

2. Трубка вакуумного регулятора опережения зажигания.

Она соединяет штуцер на корпусе вакуумного регулятора опережения зажигания и штуцер на карбюраторе.

Трубка вакуумного регулятора опережения зажигания - место вероятного "подсоса" воздуха
Трубка вакуумного регулятора опережения зажигания - место вероятного "подсоса" воздуха

На холостом ходу "подсос" воздуха через соскочившую, не плотно посаженную или прохудившуюся трубку не происходит. Так как отверстие для подведения разрежения находится выше кромки дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. А она на ХХ закрыта.

При нажатии на педаль газа дроссельная заслонка приоткрывается и вакуумный регулятор начинает работать. Если имеется "подсос" воздуха через его трубку, то возможен провал в работе двигателя. На оборотах такой "подсос" особо не заметен и не ощутим. Единственно, двигатель будет тупить так как вакуумный регулятор опережения зажигания перестает работать из-за разгерметизации его системы.

3. Уплотнительное кольцо на электромагнитном клапане карбюратора (ЭМК).

Соединение электромагнитного клапана (ЭМК) с крышкой карбюратора Солекс 21083 уплотнено резиновым широким кольцом с защитной шайбой. Износ или повреждение этого кольца создадут благоприятные условия для попадания постороннего воздуха прямиком в систему холостого хода. Двигатель сразу затроит и задергается на ХХ, возможно вообще перестанет запускаться без педали газа.

Изношенное или "задубевшее" уплотнительное кольцо на ЭМК позволит воздуху проникать в СХХ
Изношенное или "задубевшее" уплотнительное кольцо на ЭМК позволит воздуху проникать в СХХ

4. Уплотнительное кольцо на винте регулировки "качества" топливной смеси.

На винте регулировки "качества" топливной смеси установлено небольшое резиновое уплотнительное кольцо не позволяющее воздуху попадать в СХХ и обеднять топливную смесь. См. фото в начале статьи. Его износ или повреждение создадут проблемы с холостым ходом двигателя автомобиля, но на средних и больших оборотах какого-либо значительного влияния на его работу не окажут.

5. Прокладки между карбюратором и впускным коллектором.

Карбюратор Солекс 21083 устанавливается на впускной коллектор двигателя через две прокладки и одну теплоизоляционную проставку между ними. Со временем, либо от частого ремонта, прокладки изнашиваются и начинают под действием разрежения засасывать воздух под карбюратор прямо во впускной коллектор. Помимо этого "подсосу" воздуха способствует искривление (деформация) привалочной поверхности (фланца) карбюратора в следствии затягивания гаек крепления на горячую (либо затягивания с большим усилием). В таком случае плотно зажать прокладки между карбюратором и впускным коллектором не получится и "подсос" обеспечен.

Две прокладки и проставка под карбюратор
Две прокладки и проставка под карбюратор

Для выявления неисправности необходимо при работе двигателя на холостых оборотах побрызгать мыльным раствором или проникающей жидкостью на стык карбюратора и коллектора. Если обороты холостого хода стабилизируются или даже возрастут, "подсос" лишнего воздуха присутствует.

6. Шланг вакуумного усилителя тормозов.

Вакуумный усилитель тормозов работает от разрежения (вакуума) возникающего во впускном коллекторе при движении поршней (поэтому педаль тормоза становится легче после пуска двигателя). Разрежение подается на усилитель прямо из впускного коллектора по шлангу. В случае потери этим  шлангом герметичности возникают "подсос" воздуха под карбюратор и последующее обеднение смеси. При этом сопровождающее такой "подсос" некоторое увеличение силы нажатия на педаль тормоза водитель может не заметить.

Шланг вакуумного усилителя тормозов
Шланг вакуумного усилителя тормозов

Таким образом, зная места возможного "подсоса" лишнего воздуха в карбюратор Солекс 21083 (или аналогичный ему) и зная способы устранения проблемы можно самому и в короткие сроки найти и устранить неисправность восстановив нормальную работу карбюратора и двигателя автомобиля.

Примечания и дополнения

Если в результате проведенных манипуляций по поиску "подсоса" двигатель как троил так и троит, попробуйте накрыть ладонью сверху карбюратор при работе двигателя на холостых. Двигатель заглох - "подсоса" нет, продолжает работать "подсос" где-то есть.

Помимо перечисленных мест вероятного попадания лишнего воздуха в карбюратор и впускной коллектор есть еще одно - это стык впускного коллектора и головки блока двигателя. Соединение уплотнено прокладками которые могут износиться, прогореть, быть установлены с перекосом. Гайки крепления коллектора могут быть не затянуты нужным моментом и пр.

Момент затяжки гаек крепления карбюратора 13 - 16 Н.м. Порядок затягивания крест-накрест в несколько проходов.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Почему вдруг двигатель автомобиля стал перегреваться, причины неисправности.

- Почему внезапно затроил карбюраторный двигатель?

- Как понять, что пришла пора менять помпу на двигателе автомобиля?

Подписывайтесь на наш канал, будет еще много чего нужного и полезного!