Найти в Дзене
Александр Субачев

Основные школы менеджмента:школа научного управления

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим с вами об управлении, и, в частности, о его развитии в рамках такой научной школы как школа научного управления. Период функционирования школы: 1885 —1920гг. Основные представители: -Фредерик Уинслоу Тейлор. Основоположник научного менеджмента, оказал значительное влияние на развитие науки об управлении производством. Систематизировал изучение поточного метода организации труда , разбивая производственные задания на более мелкие операции и определяя способы их более быстрого выполнения. Разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы. Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально раз

Использовано изображение с сайта:https://strana-rosatom.ru/2017/05/29/atomnaya-otrasl-perehodit-na-cifru/
Использовано изображение с сайта:https://strana-rosatom.ru/2017/05/29/atomnaya-otrasl-perehodit-na-cifru/

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим с вами об управлении, и, в частности, о его развитии в рамках такой научной школы как школа научного управления.

Период функционирования школы: 1885 —1920гг.

Основные представители:

Фредерик Уинслоу Тейлор.Использовано изображение с сайта: http://i.upr-proektom.ru/u/c2/b3850a375411e5aaf9fdfefb0596d6/-/Frederick-Winslow-Taylor-3.jpg
Фредерик Уинслоу Тейлор.Использовано изображение с сайта: http://i.upr-proektom.ru/u/c2/b3850a375411e5aaf9fdfefb0596d6/-/Frederick-Winslow-Taylor-3.jpg

-Фредерик Уинслоу Тейлор. Основоположник научного менеджмента, оказал значительное влияние на развитие науки об управлении производством. Систематизировал изучение поточного метода организации труда , разбивая производственные задания на более мелкие операции и определяя способы их более быстрого выполнения. Разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы. Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

Френк и Лилия Гилбрет. Использовано изображение с сайта:https://mavink.com/explore/Lillian-Moller-Gilbreth
Френк и Лилия Гилбрет. Использовано изображение с сайта:https://mavink.com/explore/Lillian-Moller-Gilbreth

-Френк и Лилия Гилбрет. Занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы супругов Гилбрет значительно повлияли на развитие организации и технического нормирования труда.

Генри Гантт. Использовано изображение с сайта:https://ru.wikipedia.org/wiki/Гант,_Генри_Лоренс#/media/Файл:Henry_Gantt.jpg
Генри Гантт. Использовано изображение с сайта:https://ru.wikipedia.org/wiki/Гант,_Генри_Лоренс#/media/Файл:Henry_Gantt.jpg

-Генри Гантт. Он интересовался производственными процессами в целом. Является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных изобретений Гантта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке).

Генри Форд. Использовано изображение с сайта: https://www.9111.ru/questions/7777777772576616/
Генри Форд. Использовано изображение с сайта: https://www.9111.ru/questions/7777777772576616/

-Генри Форд. Сформулировал основные принципы производства. Он впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Форда повышается роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное. Он обосновывал идеи о социальной ответственности предпринимателя, отстаивая принцип гармонии интересов работодателей. Основываясь на идеях Ф. Тейлора, впервые стал использовать промышленный конвейер.

Гаррингтон Эмерсон.Использовано изображение с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Harrington_Emerson%2C_1911.jpg
Гаррингтон Эмерсон.Использовано изображение с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Harrington_Emerson%2C_1911.jpg

-Гаррингтон Эмерсон. Исследовал аспекты рационализацию производства и штабной принцип в управлении. Сформулировал 12 принципов управления, которые должны обеспечивать рост производительности труда в любой сфере деятельности: в производстве, на транспорте, в строительстве, в домашнем хозяйстве и т. д. Исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Основное внимание уделял теоретическим вопросам исследования проблемы организации труда. Им сформулировано положение о том, что каждая иерархическая ступень управления создается для улучшения обслуживания нижестоящей ступени, а не для облегчения положения вышестоящих звеньев управления.

Основные положения школы

Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и факторов управленческого процесса и их обобщение. Основная цель научного управления состояла в замене эмпирических методов решения проблем управления предприятием научными методами. Создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной организации труда (НОТ) позволили существенно сократить затраты живого труда и тем самым способствовали значительному повышению производительности работника. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным достижением школы научного управления стало отстаивание систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Говоря вообще, наилучший обычно применяемый тип управления предприятиями может быть определен как такой, при котором рабочие проявляют, всю свою инициативу и в обмен получают некоторое специальное поощрение к этому от своих предпринимателей. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Школа научного управления начала рассматривать само управление как определенную специальность, специфическую область профессионализации труда. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Это резко контрастировало со старыми подходами, при которых администрация всегда оставалась, по сути, пассивным созерцателем течения производственного процесса, почти полностью возлагая на рабочих ответственность и за выполнение общего плана работ, и за применяемые методы работы. Главная заслуга Тейлора состояла в том, что он продемонстрировал, насколько велики, могут быть при этом потери рабочего времени, уровень производительности труда оказывался в 2 раза и более ниже уровня производительности, достигаемого благодаря применению методов научной организации труда. Тем самым Тейлор впервые показал, что именно администрация предприятия должна брать на себя всю инициативу по планированию, организации труда, обучению персонала, вплоть до подбора орудий труда на каждом рабочем месте. А всем работникам следует строго выполнять предписанные им задачи. Только так можно в полной мере удовлетворить интересы, как рабочих, так и предпринимателей. Первым — дать высокую заработную плату, вторым — обеспечить низкие производственные затраты и высокие доходы.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители -практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации

#управление #менеджмент #наука