Найти тему

Самореализующееся пророчество, или эффект Розенталя: как наши ожидания меняют реальность

Оглавление

Об эффекте Розенталя мы уже писали в одной из статей. Но этот психологический феномен достоин более подробного рассмотрения. Он относится к разряду самореализующихся пророчеств (англ. self-fulfilling prophecy), когда ожидания человека влияют не только на его поведение и поступки, но и на события его жизни, казалось бы от него не зависящие, а также на поведение и поступки окружающих его людей.

Да, наши ожидания - и правдивые, и заведомо ложные - прямо или косвенно влияют на реальность и в итоге оказываются верным. Они влияют на поведение людей и на ситуацию в целом так, что становятся реальностью.

Мотивы самореализующегося пророчества встречаются ещё в мифах Древней Греции.

Например, история царя Эдипа посвящена пророчеству о том, что он убьёт своего отца и женится на собственной матери. Опасаясь этого, отец маленького Эдипа, Лай, отвёз его далеко от дома в другую семью. Выросший Эдип получил такое же пророчество. И чтобы оно не сбылось, он покинул дом своих приёмных родителей, которых считал родными.

Но пророчество всё же сбылось: в своих странствиях по свету однажды Эдип встретил своего отца, который напал на него и которого, защищаясь, он убил. А затем вынужден был жениться на его вдове Иокасте, которая была его матерью.

У этого удивительного феномена есть ещё одно название: "эффект Пигмалиона" – по имени древнегреческого скульптора и царя Кипра.

Пигмалион создал из мрамора статую Галатеи, настолько прекрасную, что влюбился в неё. Он настолько поверил в её реальность, что дарил ей украшения, одевал в прекрасные одежды, разговаривал с ней. В конце концов он стал молить богиню любви Афродиту оживить Галатею. И богиня выполнила его просьбу.

Жан-Батист Реньо (1754–1829). "Пигмалион и Галатея".
Жан-Батист Реньо (1754–1829). "Пигмалион и Галатея".

Концепцию самоисполняющихся пророчеств предложил в 1948 социолог Роберт К. Мертон:

Самосбывающееся пророчество – это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой, и в результате ошибка становится правилом. При этом "пророк" в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий.

Нам кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звёзды, но на самом деле мы сами делаем всё, чтобы предсказание сбылось, просто не видим этого на сознательном уровне.

Человек, убеждённый в верности той или иной информации, непроизвольно ведёт себя таким образом, что она получает подтверждение:

  • у меня имеются некие ожидания по отношению к человеку,
  • я проявляю эти ожидания через прямые или косвенные действия – сигналы,
  • человек воспринимает эти сигналы и подстраивает под них своё поведение,
  • мои первоначальные ожидания подтверждаются
  • и постепенно закрепляются по мере получения всё новых и новых подтверждений.

Так образуется замкнутый круг самореализующегося пророчества:

Замкнутый круг самореализующегося пророчества.
Замкнутый круг самореализующегося пророчества.

Этот феномен был подтвержден многими экспериментами. Вот лишь два из них.

1. Влияние ожиданий учителей на прогресс учеников в обучении

-3

В апреле 1968 вышла в свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон "Пигмалион в школьном классе". Розенталь и Якобсон провели исследование в одной из школ Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей.

В начале учебного года было проведено тестирование учащихся - определение их IQ. А учителям было объяснено, что тесты определили тех учеников, у которых в течение предстоящего учебного года скорее всего будет наблюдаться скачок интеллектуального развития.

Смысл эксперимента заключался в том, что педагогам сообщались ложные результаты. В каждом из восемнадцати классов было произвольно отобрано по несколько школьников, которым предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных "звёзд". Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный прогресс в обучении.

Учителя удивились, но спорить не стали.

Однако в конце учебного года они удивились ещё больше: новое измерение IQ показало, что у этих детей по сравнению с одноклассниками интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Причём речь шла не об академической успеваемости и оценках, а об IQ, показателе достаточно объективном.

И это - вовсе не случайное совпадение, а закономерность работы закона самосбывающегося пророчества. Школьные учителя, поверившие в высокие интеллектуальные возможности своих учеников, вольно или невольно передали им свои ожидания, а те, в свою очередь, оправдали надежды своих учителей.

Когда учитель ожидает от ученика отличных результатов, то тот скорее всего их продемонстрирует. И наоборот.

За учителями велось видеонаблюдение. И на кадрах отлично видно, что отобранных учеников преподаватели поощряли едва уловимыми способами: чаще им улыбались, более одобрительно реагировали на их ответы, подбадривали. В свою очередь и дети с большим удовольствием ходили в школу и работали очень старательно.

Впоследствии эксперимент был проведён во многих школах многих стран мира, и в большинстве случаев он давал положительные результаты.

Всем школьным учителям следуем взять это на вооружение!

2. Зеркальная симпатия

-4

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер разделили на две пары четырёх участников эксперимента, ранее незнакомых друг с другом. Каждому испытуемому из первой пары по секрету сообщили, что он очень нравится партнёру. А во второй паре каждого предупредили, что партнёру он не нравится.

В итоге испытуемые в первой паре всерьёз понравились друг другу. Они вели себя доброжелательнее, были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее, чем у тех, которые были уверены, что не нравятся своему партнёру.

Более того, те, кто был уверен, что они нравятся партнёру, действительно нравились ему сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Настроенные друг против друга во второй паре по мере общения всё больше и больше отчуждались.

Поведение испытуемых вызывало ответное поведение партнеров. Они вели себя "зеркально": копировали поведение другого человека в паре.

Так кто же прав?

Механизм самореализующегося пророчества неосознаваемый: он касается таких тонких внутренних материй, как убеждения и установки.

Сформировавшись, установки начинают управлять нашей жизнью.

Например, если женщина убеждена, что "все мужики - сво..." - она будет встречать чаще всего таких мужчин, которые будут вести себя с ней не самым лучшим образом и она всё больше будет убеждаться в том, что права.

Она будет ожидать от мужчин определённого поведения, неосознанно подталкивать их к нему и своей манерой поведения, и жестами, и словами. Она будет проецировать свои ожидания на мужчин, и те будут вести себя с ней согласно её ожиданиям, оправдывать её ожидания.

Мозг определённым образом фильтрует информацию и направляет наше внимание согласно нашим установкам, поэтому порядочного мужчину, который относится к ней с уважением, такая женщина скорее всего просто не заметит.

Если мы в чём-то убеждены, то жизнь постоянно преподносит нам доказательства, что это именно так. И убеждение всё больше закрепляется.

А другая женщина, убеждённая в том, что все мужчины прекрасны, будет встречать именно таких мужчин: жизнь будет доказывать ей, что так и есть на самом деле.

Эти две женщины могут спорить до хрипоты, но спор этот будет бессмысленным и ни к чему не приведёт, кроме конфликта (как собственно любой спор). Почему?

Потому что обе женщины правы, каждая по-своему.

Польза или вред?

Эффект Розенталя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: если ты ждёшь от жизни или от человека плохого – они эти твои ожидания скорее всего оправдают. И наоборот, если ждёшь от жизни и людей хорошего – они так и будут с тобой поступать.

Полезные в случае, если они правильны, ожидания, конечно, наносят вред, если они ложны: заставляют нас неверно судить о людях (ведь на самом-то деле все мужчины – вовсе не "сво…"); а также ограничивают наши возможности и становятся причиной того, что мы сами создаём себе ту реальность, которой боимся.

Эффект Розенталя работает в различных сферах жизни: в быту, на работе, в процессе обучения:

  • Если ребёнка постоянно ругать и называть недотёпой, то он непременно станет недотёпой, не сомневайтесь.
  • Если муж ревнует жену и подозревает в изменах, то часто она начинает ему в конце концов изменять, даже если этого у неё и в мыслях не было.
  • Если мы уверены, что симпатичны собеседнику (даже если на самом деле это вовсе не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией.
  • Если руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, то работник показывает лучшие результаты.

Такое программирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание успеха приведёт к успеху, ожидание неудачи скорее всего приведёт к неудаче.

Верим ли мы в успех или в поражение - в любом случае мы окажемся правы: ведь получаем мы то, во что верим.

_____________________________

Спасибо, что дочитали эту статью! Подписывайтесь, если вам интересно.

Навигация по каналу:

Все публикации канала "Возраст счастью не помеха" по рубрикам

О моих книгах: