Найти тему
Петербург и не только

Живопись под открытым небом. Мозаичные полотна на здании музея Суворова в Петербурге

В 1898 году, в связи с приближением столетия со дня смерти великого русского полководца А.В. Суворова, было решено создать, посвящённый ему, музей для чего была создана комиссия и организован сбор средств.

Для музея было решено строить новое отдельное здание, для него было выделено место на плаце Преображенского полка. Выстроено оно было в модном тогда стиле модерн по проекту архитектора А. И. фон Гогена при участии Г.Д. Гримма в 1901-1904 годах. Сейчас это здание по адресу Кирочная ул., д. 43.

Проект музея архитектора А.фон Гогена. Из журнала Зодчий 1901, №8
Проект музея архитектора А.фон Гогена. Из журнала Зодчий 1901, №8

Музей выстраивался в стилистике древнерусских крепостей с характерными зубцами парапета «ласточкин хвост», как в московском кремле (сразу оговорюсь, считается, что строить так на Руси начали фрязи). В центральной части здания стоит трехъярусная башня, увенчанная трёхсоставным изображением двуглавого орла.

-2

С двух сторон к башне примыкают симметричные крылья, которые заканчивались прямоугольными башнями с тем же парапетом. Если центральная часть украшалась великолепным крыльцом и большим, закруглённым сверху окном окружённым наличником и прочими элементами, то главным украшением крыльев стали две крупные мозаики.

Это были первые мозаичные изображения такого размера в Петербурге, они до сих пор производят глубокое впечатление.

-3

Изготовлением мозаик занялось «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Изображения были разделены на 16 частей, каждая из которых собиралась отдельно, затем заливалась цементом, по готовности крепилась на здании. В конце работ швы между фрагментами замазывались.

Основой для мозаики расположенной с правой стороны от входа послужила живописная работа Н. А. Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года». Эта сцена из жизни великого полководца. После воцарения Павла I на Российском престоле несогласный с новыми порядками в армии полководец, по сути, отправился в ссылку в своё имение в селе Кончаском в Новгородцкой области, здесь он и узнаёт о своём назначении командующим русско-австрийскими войсками в северной Италии. Для работы на пленере автор картины ездил в то самое село, даже лица некоторых крестьян были списаны с увиденных там.

Н. А. Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года»
Н. А. Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года»

Изготавливал эту мозаику М. И. Зощенко отец известного писателя М. М. Зощенко. Легенда гласит, что будущий классик литературы помогал отцу и собственноручно выложил ёлочку в районе левого нижнего угла изображения.

Основой мозаики на левом крыле фасада послужила работа художника-баталиста А.Н. Попова «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.».

А.Н. Попова  «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.»
А.Н. Попова «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.»

А исполнил её Н. Е. Масленников. Картина отсылает нас к событиям 1799 года, когда русские войска направились из Италии через Альпы, на соединение с корпусом Римского-Корсакова. Это был тяжелейший переход по горной местности, которой осложнялся противодействием неприятеля. Но в конечном итоге, переход удался, правда, соединяться было уже не с кем, корпус Римского-Корсакова был разбит.

И здание музея, и украшающие его мозаики получились великолепно, достойно таланта гениального полководца А.В. Суворова и подвигов русской армии.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#санкт-петербург #петербург #интересные места #интересные факты #суворов #мозаика #архитектура петербурга #музеи петербурга #история россии #модерн

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц