В 1898 году, в связи с приближением столетия со дня смерти великого русского полководца А.В. Суворова, было решено создать, посвящённый ему, музей для чего была создана комиссия и организован сбор средств.
Для музея было решено строить новое отдельное здание, для него было выделено место на плаце Преображенского полка. Выстроено оно было в модном тогда стиле модерн по проекту архитектора А. И. фон Гогена при участии Г.Д. Гримма в 1901-1904 годах. Сейчас это здание по адресу Кирочная ул., д. 43.
Музей выстраивался в стилистике древнерусских крепостей с характерными зубцами парапета «ласточкин хвост», как в московском кремле (сразу оговорюсь, считается, что строить так на Руси начали фрязи). В центральной части здания стоит трехъярусная башня, увенчанная трёхсоставным изображением двуглавого орла.
С двух сторон к башне примыкают симметричные крылья, которые заканчивались прямоугольными башнями с тем же парапетом. Если центральная часть украшалась великолепным крыльцом и большим, закруглённым сверху окном окружённым наличником и прочими элементами, то главным украшением крыльев стали две крупные мозаики.
Это были первые мозаичные изображения такого размера в Петербурге, они до сих пор производят глубокое впечатление.
Изготовлением мозаик занялось «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Изображения были разделены на 16 частей, каждая из которых собиралась отдельно, затем заливалась цементом, по готовности крепилась на здании. В конце работ швы между фрагментами замазывались.
Основой для мозаики расположенной с правой стороны от входа послужила живописная работа Н. А. Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года». Эта сцена из жизни великого полководца. После воцарения Павла I на Российском престоле несогласный с новыми порядками в армии полководец, по сути, отправился в ссылку в своё имение в селе Кончаском в Новгородцкой области, здесь он и узнаёт о своём назначении командующим русско-австрийскими войсками в северной Италии. Для работы на пленере автор картины ездил в то самое село, даже лица некоторых крестьян были списаны с увиденных там.
Изготавливал эту мозаику М. И. Зощенко отец известного писателя М. М. Зощенко. Легенда гласит, что будущий классик литературы помогал отцу и собственноручно выложил ёлочку в районе левого нижнего угла изображения.
Основой мозаики на левом крыле фасада послужила работа художника-баталиста А.Н. Попова «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.».
А исполнил её Н. Е. Масленников. Картина отсылает нас к событиям 1799 года, когда русские войска направились из Италии через Альпы, на соединение с корпусом Римского-Корсакова. Это был тяжелейший переход по горной местности, которой осложнялся противодействием неприятеля. Но в конечном итоге, переход удался, правда, соединяться было уже не с кем, корпус Римского-Корсакова был разбит.
И здание музея, и украшающие его мозаики получились великолепно, достойно таланта гениального полководца А.В. Суворова и подвигов русской армии.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санкт-петербург #петербург #интересные места #интересные факты #суворов #мозаика #архитектура петербурга #музеи петербурга #история россии #модерн