В 2021 году среди ценителей цифрового искусства, созданного татарстанскими художниками, появились иностранные миллионеры. Вдохновленные казанские творцы потянулись за длинным долларом в криптомир, где за одну картинку или гифку можно выручить от нескольких сотен до миллионов долларов. «Никому не нужные картинки вдруг обрели финансовый смысл. У нас, в России, за них такую сумму не заплатит никто, просто покрутят у виска», — восторгается один из художников. Однако кризис, связанный с событиями на Украине, поубавил энтузиазм творцов: объем продаж NFT упал на 45%, а биржи заносят россиян в черный список. О том, как волна NFT-бума накрыла Татарстан и какие остались лазейки для торговли цифровым артом, — в материале «БИЗНЕС Online».
NFT с татарстанским колоритом: эчпочмак, чак-чак и Минниханов на блокчейне
Одна из последних громких новостей в криптомире, связанная с Татарстаном, — размещение на платформах OpenSea и Rarible токенов логотипа Года цифровизации в РТ. Продажу токенов в конце 2021 года анонсировал дизайнер Артемий Лебедев. Логотип разработала нейросеть его студии по имени Николай Иронов.
Это далеко не первый выход татарстанцев на NFT-биржи. В июле ФК КАМАЗ первым в России запустил в продажу эксклюзивную NFT-коллекцию карточек игровой формы прошлых сезонов. В коллекции представлены открытки с принтами формы с 2017 по 2020 год.
Как устроен рынок NFT
Свои токены летом выпустил и X международный молодежный образовательный форум «Сәләт». На OpenSea можно найти даже коллекцию татарской выпечки — токены эчпочмака, чак-чака и губадии на фоне флага Татарстана.
На этом же маркетплейсе выставлен на продажу портрет президента РТ Рустама Минниханова, нарисованный медом. Его создала художница из Казани Евгения Сковарт, которая рисует портреты необычными предметами и «красками». Купить «медового» Минниханова можно за 0,7 эфириума (около $2,1 тыс.).
В сентябре известный российский художник-каллиграф Покрас Лампас «расписал» казанский мост «Миллениум». На объекте он изобразил слово «инструмент». Это, по словам автора, его ответ на вопрос о том, в чем смысл денег. Арт-объект существует только в цифровом пространстве — рисунок был спроецирован на мост и сфотографирован. Фотография выставлена в рамках благотворительного аукциона фонда «Подари жизнь» в конце сентября. По информации фонда, NFT-аукцион собрал больше 1,5 млн рублей.
В декабре во время Digital Innopolis Days на аукционе в Иннополисе татарстанский художник родом из Альметьевска Дамир Bozik продал свою картину «Нейросвязь» в качестве NFT-лота за полмиллиона рублей. Все средства направили на образование детей с ограниченными возможностями.
Как события на Украине повлияли на рынок NFT?
Согласно данным аналитического сервиса CrуptoSlam, глобальный объем продаж NFT с конца февраля упал на более чем 45%. Всего было продано токенов на сумму свыше $2 миллиардов. У криптовалюты эфириум продажи снизились на более чем 46%. Через эфиры за последний месяц прошли сделки на сумму $1,8 миллиарда. У второй по объему продаж NFT-валюты, Solana (за последний месяц через нее были совершены продажи на сумму $118 млн), наблюдается снижение на 36%. Сильнее всего продажи упали у валют Ronin и Polygon — на 53%.
Но в середине марта динамика наблюдается позитивная. За неделю с 11 по 18 марта продажи выросли на 28%, и рост продолжается, указывают данные CrуptoSlam. Однако к примеру, другая платформа по аналитике криптовалют, Coinmarketcap, за аналогичный период, наоборот, показывает небольшое снижение — на 0,22%. Тем временем курс эфириума после падения, начиная с 15 марта, снова начал расти.
«Интерес к NFT имеет волнообразную структуру, — говорит основательница ярмарки-выставки цифрового искусства и дизайна Ольга Дворецкая. — Конечно, с точки зрения сегодняшних событий мы не можем не замечать влияния на общемировой рынок того, что происходит. Влияние это сейчас временно негативное». Эксперт не заметила снижения интереса к NFT. Востребованные проекты по-прежнему показывают рост, рассказала наша собеседница.
«Что касается России, здесь не было никаких нормальных условий для развития рынка цифровых активов и до этих событий, а после — тем более. Потому что сейчас все находятся в конфликте друг с другом. Ранее Россия и Украина на рынке NFT были вообще едины, там не отсутствовали какие-либо границы», — рассказала Дворецкая. По ее словам, на фоне происходящего многие художники уезжают из страны. «Временно, пока люди устраивают свою жизнь, рынок чуть-чуть, может, и притормозит», — предполагает Дворецкая.
Большинство художников, опрошенных «БИЗНЕС Online», не заметили снижения спроса на NFT-токены. Многие все также выставляют свои работы на маркетплейсах, продают их и почти не ощущают проблем с выводом средств. Хотя есть и те, кто решил временно приостановить свою работу. Большинство иностранных коллекционеров не подключилось к «отмене» всего российского.
«Отношение к российским художникам не особо изменилось, потому что большинство художников и творческой интеллигенции выступает против различных конфликтов. А также коллекционеры — это люди очень развитые, они все изучают с разных углов. И они понимают, что это политика», — отметил художник Фаяз Азизов.
«Из-за неустойчивости, нестабильности интересы немного меняются в сторону основных потребностей, поэтому энтузиазм у многих поубавился, — считает казанский художник Denerog. — Очень много людей решило не использовать NFT, потому что до этого они могли как-то пробовать, экспериментировать. Сейчас у них немного другие задачи».
Какие биржи объявили бойкот России?
Многие криптобиржи ограничили свою работу на территории России. Первыми это сделали BTC-Alpha, KUNA, связанные с Украиной. К санкциям присоединилась и лондонская криптобиржа CEX IO. Южнокорейские криптобиржи, среди которых Upbit, Bithumb и Korbit, внесли IP-адреса россиян в черный список. Чуть позже к ним присоединилась и Gopax, но заблокировала всего лишь 20 российских счетов, предположительно, связанных с лицами, попавшими под санкции. Криптовалютная биржа Qmall сообщила, что заблокировала счета жителей России и Беларуси, а также заморозила их активы на своей торговой платформе.
Но сильнее всего по россиянам ударили ограничения со стороны крупных бирж Binance и Coinbase. Вторая объявила о блокировке более 25 тыс. российских криптовалютчиков. Binance перестал обслуживать карты Visa и Mastercard, выпущенные в России. Также криптобиржа объявила об исключении санкционных банков из P2P-сервиса, где сделки проходят непосредственно между продавцом и покупателем, без посредника.
«Новые санкции повлияли и повлияют на российский рынок. Так как решения властей США, ЕС и Японии потребовали от местных криптобирж заморозки счетов тех россиян, кто попал под санкции, а также всех российских граждан. Эти указания поддерживают не все биржи, но крупные в основном поддались политическому влиянию. Однако криптокошелек Metamask и NFT-платформа OpenSea не блокируют российских пользователей», — рассказала Ани Асланян, основатель телеграм-канала «Все о блокчейн, мозге и Web3.0».
Отказ некоторых платформ от заморозки счетов не спасение, отмечает Асланян. «Так как пользователям нужно выводить свои средства из кошелька Metamask. Например, популярный способ через Binance уже не работает, так как биржа перестала работать с российскими учетными записями и банковскими картами», — уточнила она.
Но пути обхода блокировок есть — это все тот же VPN. На специализированных сайтах советуют обналичить средства и перейти на децентрализованные торговые площадки (DEX). Они не хранят средства пользователей, а проводят прямые транзакции. Сделки на платформе происходят по принципу 2Р2. Для ввода и вывода средств россияне также могут использовать обменные пункты.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с несколькими художниками из Татарстана, которые прорвались на рынок NFT и заработали на нем первые легкие и не очень деньги и продолжают работать в непростых условиях.
Казанский криптоскульптор продал фотографию перстня за 600 тыс. рублей
Успешный опыт зарубежных художников вдохновил на NFT-подвиги казанского скульптора, который работает под псевдонимом Denerog. «Весной 2021-го я как раз начал изучение крипты, просто потому что она была на подъеме и все уже начали о ней говорить. И параллельно случайно узнал о некоем Beeple, который продал свою работу за кучу денег, причем работа цифровая, и мне стало интересно, потому что я, как цифровой художник, всегда материализовывал свои проекты, чтобы их продать, а здесь можно и без этого обойтись», — рассказывает он.
Наш собеседник — цифровой художник, который материализует свои 3D-модели в металлические скульптуры. Как и другие творцы, в мир NFT он погрузился через закрытые чаты в «Телеграме», где художники разбираются в новом виде искусства и делятся опытом. К одному из популярных чатов присоединился и казанский скульптор. Со временем свой чат появился и у татарстанского комьюнити.
«Я понял, что если нет никакого сообщества, которое тебя поддерживает, и никаких связей, то продать что-то за большие суммы очень сложно. Хотя тогда на самом деле еще можно было, сейчас с этим все еще сложнее», — рассказывает скульптор.
Наш источник подружился с одним из коллекционеров под ником Dikasso. «В русском комьюнити это самый известный коллекционер, он поддерживал очень много наших начинающих ребят, — заметил наш собеседник. — У него тогда была ужасная аватарка, и я решил сделать ему портрет — скульптуру в форме головы тигра. Я ему ее продал, но дело было не в деньгах. Я поставил ценник около 100 долларов, а на „газ“ потратил 80 долларов».
На этом история не закончилась. Скульптор взял за основу 3D-портрет и отлил его в форме массивного перстня из чистого серебра. Фотографию перстня в виде NFT он продал Dikasso — на этот раз более чем за полмиллиона рублей. Сам перстень выслал покупателю как подарок. «Продажей это назвать нельзя, потому что это было поддержкой. Я написал ему, что я планирую сделать, он впечатлился и спросил, сколько мне нужно денег. А я понятия не имел. Моя девушка предложила написать два эфира — на то время это было более 600 тысяч рублей. Он согласился, это был шок», — поделился Dikasso.
Сделка подтолкнула казанского криптоскульптора к новым цифровым работам. Правда, по словам нашего собеседника, чем масштабнее предмет, тем сложнее его продать: чтобы окупить вложенный труд, авторы поднимают ценник, что отпугивает покупателей. Без знакомых коллекционеров продать дорогостоящую работу практически невозможно, говорит он. После одной такой неудачной попытки наш собеседник на какое-то время отстранился от NFT. «Очень сложно что-то делать, когда ты не можешь это продать, — говорит он. — У многих людей была похожая история: они приходили в NFT, загорались тем, какие суммы денег туда-сюда ходят. Такие: „Вау, классно!“ Тратили огромное количество времени, последние деньги спускали на комиссию, которая тогда стоила 80 долларов, и, ничего не продав, уходили с пустыми кошельками», — уточнил собеседник нашего издания.
Профессиональное сообщество способствует продажам. Наш скульптор начал сотрудничать с нигерийским художником, который выполняет работы в формате 2D. «У него есть одна замечательная картина, называется „Красный человек“, а я выполнил скульптуру этой картины в 3D, сделал пролет камеры, с другом собрали звук и выложили ее недавно», — рассказал Dikasso.
«Для меня эти деньги нелегкие, нужно тратить много времени на создание, а потом еще понять, как это продвигать. А продастся ли вообще работа? Каждый раз ловлю мини-кризис. Но мне очень нравится менталитет. Отношение к деньгам. В России мало кто готов платить за искусство. Мы еще не пережили 1990-е, а криптоэнтузиасты готовы поддерживать художников, покупая у них NFT. Это раскрепощает», — заключил он.
Криптохудожник Ренат одним из первых в России продал NFT, но потерял код доступа к криптокошельку
Цифровой художник из столицы Татарстана под псевдонимом Renart Goray aka Artgoray (настоящее имя — Ренат) об NFT узнал в популярном тогда Clubhouse, где в одной из комнат москвичи обсуждали продажу NFT-токенов, но толковой информации о том, как все устроено на биржах NFT, на тот момент в рунете не было. «Все были пионерами в этой среде, и я подумал, что нужно решительнее переходить на американский рынок, и начал заходить в Clubhouse в американские румы, где обсуждали NFT», — рассказал он.
В одной из таких комнат Ренат начал рассказывать о себе и о своих идеях. Во время беседы его работу приобрел «индусский миллионер» и написал в чате, чтобы художник проверил свой кошелек. Коллекционер купил NFT-токен за 0,15 эфирума (около $500). Это был первый раз, когда Ренату удалось заработать на своем творчестве, основная его основная сфера деятельности — промышленный дизайн. «То, что ты делаешь целыми днями, — просто выкладываешь в „Инстаграм“ никому не нужные картинки — вдруг обрело финансовый смысл. Это был необычайный опыт. За одну картинку у нас, в России, такую сумму не заплатит никто, просто покрутят у виска, — поделился дизайнер. — Я был одним из первых, кто это сделал. Это стало понятно по тому, что очень много вопросов поступало в чат о том, как я это сделал, как мне это удалось».
За первый месяц художник продал 6 NFT и заработал на этом 0,5 эфира, по сегодняшнему курсу это около $1,5 тысячи. Но распорядиться деньгами ему было не суждено: когда Ренат поменял телефон, было утрачено 12 кодовых слов, которые служили кодом доступа к кошельку с криптовалютой. После такого фиаско художник взял паузу на год. Свое второе явление в NFT он задумывал как более осознанное и спланированное. «Я подумал, почему бы не сделать челлендж, который я назал 361 DailyArt. В течение 361 дня я буду выкладывать по одной работе», — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online». Ренат создал уже более 100 работ. На свои токены он повесил ценник в 0,03 эфириума (около $100). Вырученные деньги собирался направить на поддержку молодых криптохудожников. Он планировал коллаборировать с новичками, которые только начинают в искусстве, но сейчас художник временно приостановил свой работу и думает сменить псевдоним. «С нынешним псевдонимом связано достаточно много художников из-за рубежа, в частности украинских, которые тоже за нейтралитет. Скорее из солидарности решил отказаться», — рассказал Ренат.
Художница Марина рисовала портреты по 6 тыс. рублей, самую дорогую NFT-картину продала за $8 тысяч
Художница из Казани Марина Тройно монетизировала на NFT-биржах искусство практически в классическом формате. Она пишет свои картины маслом на холстах, фотографирует и выкладывает в сети в виде токенов. Позднее фото стали превращаться в анимацию. Вдохновлялась она художницей Дарьей Простовой, которая в соцсетях поделилась новостью об аукционе, где на ее работу сделали ставку в $1,5 тысячи.
«Я загорелась и подумала, что тоже так смогу. Неделю почти не спала, сидела разбиралась и нашла приглашение на Foundation. Первую ставку мне сделали в течение суток. На первую свою работу я занимала деньги, 20 тысяч, у своего мужа. Он увидел мое желание туда попасть и без всяких споров отдал мне эти деньги», — рассказала девушка.
Первую картину художница оценила в 0,25 эфира, а покупатель купил ее за 0,5 эфира (около $1 тыс.). За год Марина выставила на продажу 12 цифровых работ, все они были проданы. На NFT-картинах Тройно удалось заработать без учета комиссии почти 2 млн рублей. Продажа высокохудожественной «крипты» стала основным источником дохода автора. Самая дорогая ее картина была продана за 2 эфира, это около $8 тысяч. Физические оригиналы своих картин художница высылает по желанию коллекционера, однако есть и те, кому достаточно цифрового экземпляра.
«Я обновила технику, наконец-то купила айпад, о котором мечтала давно. До этого я делала портреты за 6 тысяч рублей. Когда ты тратишь столько времени и это так низко ценится, вообще нет настроения работать. Когда начинаешь наконец продавать дорого, когда общаешься с миллионерами-коллекционерами и вы становитесь друзьями, тогда наконец начинаешь себя ценить», — рассказала она.
Кроме того, девушка и сама стала покупать NFT. «Постепенно художники сами становятся коллекционерами, когда чего-то добились. Вообще, все NFT-комьюнити строится на взаимной поддержке друг друга и часто художники покупают у своих друзей NFT, чтобы были первые продажи», — пояснила она.
Цифровой художник Фаяз продал 3D-модель мечети Кул-Шариф за $2,8 тысячи
Фаяз Азизов с февраля прошлого года продал около 30 NFT-артов. Одна из самых заметных работ художника — коллаборация с министерством молодежи Татарстана. Азизов создал 3D-модель мечети Кул-Шариф. Работа была приобретена на аукционе фестиваля медиаискусства NUR. Ее купил уфимский криптоэнтузиаст за 7,5 bnb (валюта платформы Binance) это свыше $2,8 тысяч. «До этого я выполнял коммерческие заказы, а сам делал какие-то виды искусства, графику для клипов. Свое искусство не продавал. Я зашел на NFT-платформы, и в первый же месяц у меня все успешно начало продаваться», — рассказал он. Дорогие NFT-картины — это в первую очередь перформанс, говорит Азизов.
Когда картина, цифровая коллекция картинок или видео сопровождаются медийной популярностью, они сразу же вырастают в цене. Нужна какая-то шумиха, пиар.
Фаяз Азизов – цифровой художник
По словам Азизова, коллекционеры ценят не столько саму работу, сколько личность и медийный вес его автора. «Какой бы работа красивой ни была, в приоритете стоит история художника, его медийная популярность, идеи, которые он продвигает», — объясняет Фаяз.
Одно из преимуществ торговли на NFT-биржах — общение с мировым сообществом и торговля на равных условиях для художников из всех стран. «Нет разделения, многие даже не знают, кто из какой страны. Общемировой рынок таков, что цены, которые для США, для Европы актуальны, для нас немыслимы. Поэтому многие цифровые художники, моушен-дизайнеры уходят с работы в России и начинают только этим заниматься», — отметил собеседник нашего издания.
NFT-коллекционер Денис потратил на свою подборку токенов $300 тысяч
Модель мечети Кул-Шариф у Азизова приобрел NFT-коллекционер из Уфы Денис Кабанец. Сейчас в его собрании сотня цифровых работ, почти все их авторы — зарубежные художники, только два NFT были приобретены у творцов из России. Самый первый токен Кабанец купил еще в 2017 году, это был криптокотик из блокчейн-игры CryptoKitties. «Есть такое правило Sotheby's — лот стоит всегда ровно столько, сколько за него заплатил предыдущий покупатель. Поэтому я полагаю, что у этой индустрии большое будущее», — полагает Кабанец.
Точную сумму, которую он потратил на сбор своей коллекции, наш собеседник раскрывать не стал. Но, если каждый NFT стоит как 3D-модель мечети Кул-Шариф, примерный объем инвестиций составляет около $300 тысяч. Пока криптоэнтузиаст не перепродал ни один из приобретенных токенов. По его словам, вторичный рынок в индустрии еще не сформирован. «Рассматривать NFT в качестве краткосрочной инвестиции для того, чтобы купить и продать в течение двух месяцев, неправильно. Лучше держать портфель долго», — считает коллекционер.
NFT — начало эры интернета 3.0, основанного на блокчейне
Один из пионеров медиа-арта в России, Аристарх Чернышев, не считает, что NFT — золотая жила для неизвестных художников. По его словам, в криптоискусстве действуют те же правила, что и в обычном. «В традиционном искусстве художникам-звездам из первой сотни тоже платят большие деньги. Остальным — ничего», — заявил он в беседе с «БИЗНЕС Online».
Для владельцев NFT-токенов, так же как и для коллекционеров, собирающих традиционное искусство, работы — это спекулятивные активы, полагает Чернышев.
Люди, которые коллекционируют работы художников, делают это в надежде на то, что актив будет расти. Но далеко не все активы вырастут, а только отдельные имена, как в обычном искусстве.
Аристарх Чернышев – художник
Бум спроса на NFT увеличил спрос на все цифровое искусство, говорит Чернышев. «В медиаарт, в цифровое искусство пришло много нового народу, — заметил он. — На волне такого энтузиазма, с идеей заработать своим искусством, люди кинулись изучать сферу. Возросла креативность, это вызвало популяризацию медиаарта и цифрового искусства. Помимо NFT, появился спрос на цифровое искусство в „физическом“ мире. Все больше проходит выставок цифрового искусства».
Чернышев выставляет свои картины-токены на NFT-биржи. Его работу «Персональный информационный организм», на которой изображена пиявка-смартфон, подпитывающаяся кровью своего владельца, приобрели на аукционе на SuperRare.com за $4 тысячи. На данном рынке действует принцип перекрестного опыления: наш художник, как и многие его коллеги, сам стал коллекционером и приобрел несколько NFT-токенов.
По словам Дворецкой, в этом году ожидается несколько крупных NFT-выставок и шоу — в Дубае, Ливерпуле и Нью-Йорке «Очень популярны новые проекты, маркетологи начали активно работать с аудиторией, появляются игровые проекты, — рассказала Дворецкая нашему корреспонденту. — Бренды заходят на этот рынок, все хотят коллабораций. Термин „метавселенная“ используют чаще всего в Decentraland (децентрализованная платформа в виртуальной реальности, где можно создавать и монетизировать цифровой контент, она состоит из 90 601 земельного участка — прим. ред.), там делают всякие магазины, коллаборации, становится популярным выпуск аватаров и цифровой одежды».
Дворецкая полагает, что технология NFT влечет за собой массовое применение WEB 3.0 — концепции интернета, основанной на децентрализации и повсеместном использовании блокчейна. «NFT дает толчок развитию креативных индустрий, вовлекаются продюсеры, художники, 3D-моделисты, рекламщики, бренд-менеджеры и так далее, — продолжает дизайнер. — И дает развитие такому направлению, как омниканальность в рекламе, маркетинге, когда предметы из физического мира и традиционные коммуникации идут вместе с коммуникацией в цифровой среде. Омниканальность послужит развитию новых трендов, и я вижу это в создании новых сообществ профессиональных и сотрудничества с брендами».
«Сейчас здесь Дикий Запад — хаос, нет регулирования»
NFT-биржи ассоциируются не только с большими барышами, но и с диким рынком эпохи первоначального накопления. Распространено мнение, что NFT часто используют скупщики краденого и арт-дилеры для отмывания денег, ведь все сделки с NFT не облагаются налогами, а их участники могут сохранять инкогнито.
Сделать подделку очень просто, хоть NFT — это и невзаимозаменяемый токен. Мошенник может просто скопировать картинку, привязать ее к другому токену, и, по сути, это будет тоже уникальный токен, но картинка одна и та же. И пока биржи это не определяют».
Александр Перегудов – маркетолог
NFT-площадки, по словам маркетолога Александра Перегудова, реагируют на жалобы очень медленно, автоматизации в части проверки подлинности контента на маркетплейсах пока нет. Эксперт советует прежде чем покупать что-то на биржах, убедиться в том, что аккаунт художника верифицирован, зайти в его социальные сети и перейти на маркетплейс оттуда, а лучше всего приобретать токены напрямую у художника.
«Тысячи людей создают NFT, тысячи людей обжигаются и теряют деньги, и лишь единицы, может быть, десятки зарабатывают», — говорит Перегудов. По его словам, рынок NFT только формируется и пока на площадках царит анархия. Сейчас NFT — это высокорискованные инвестиции, уверен он. «Сейчас здесь Дикий Запад: хаос, нет регулирования, появляются постоянно новые площадки, на продажу влияет маркетинг. Если проект пустой, но маркетинг потрясающий, то можно продать и картинку мусорного бака за миллионы долларов. Здесь все как в интернет-индустрии, которая только начинает зарождаться, — сначала мошенничество, пирамиды, „пузыри“, скамы и прочее, потом — регулирование, порядок, понимание и, конечно же, меньше возможностей заработать», — отметил Перегудов.
В NFT инвесторы сами нередко создают искусственный ажиотаж — заливают коллекции и скупают их с разных кошельков. «Потом они транслируют миру через соцсети, что его NFT просто разлетаются, а может, он и не говорит, что они его, делает это как ноунейм в тени. Люди действительно думают, что токены имеют какую-то ценность, раз есть ажиотаж, и ведутся на это. Но это никак не проверить», — предупреждает Перегудов.
Эксперт предполагает, что к полноценному регулированию эта сфера придет в ближайший год-два, но зато в ней станет меньше возможностей заработать: «А сейчас есть шансы и заработать много, и потерять много».