Великий Ростропович был тот еще шутник.
Казалось, всю свою жизнь он прожил играючи, шутя.
Но назвать его судьбу легкой нельзя — талантливых, с чувством собственного достоинства людей в СССР не любили.
Он был дружен с опальным Бродским, подписывал вместе с другими деятелями советской науки и культуры обращения в Верховный совет СССР об амнистии политзаключенных и отмене смертной казни.
После этого Ростроповича уволили из Большого театра. Без работы и средств он уехал в Америку, и естественно, такого редкого самородка американцы носили на руках. А вот в Союзе за это его лишили гражданства. Как в то время могло быть иначе? Ведь он считался предателем...
И только спустя 16 лет ему вернули гражданство. Но не суть.
Ростропович умел и любил шутить — подчас остро и как-то по-еврейски тонко.
Любимая женщина.
Чего стоит его женитьба на Галине Вишневской! Мстиславу до того понравилась красавица-дива, что он совершенно безразлично отнесся к тому факту, что Галина замужем.
— Между прочим, я замужем! — предупредила его Вишневская.
— Между прочим, это мы еще поглядим! — заметил Ростропович.
Ему понадобилось всего четыре дня, чтобы завоевать певицу, и Галина сдалась под его обаянием…
Отношения с властью.
Как-то после успешных гастролей в США Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что большую часть гонорара он должен отдать в казну… Музыкант не стал спорить.
Он пошел и на все деньги купил антикварную вещь — прекрасную фарфоровую вазу и привез послу. Тот протянул руки, и… ваза полетела на пол. Музыкант поднял с пола один черепок и проронил: «Это — мое. Остальное — ваше».
Фурцева, советский министр культуры, однажды недовольно заметила Ростроповичу, что он укрывает у себя на даче Солженицына. И добавила, что за это музыкант лишается всех заграничных гастролей. На что тот ответил: «Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом — наказание».
Высокая музыка и простые колхозники.
Как-то Ростропович должен был играть в сибирской деревне, где было только одно расстроенное пианино. А без него никак — нужен аккомпанемент под виолончель. Музыкант выкрутился — он взялся выступать под аккомпанемент баяна.
Неожиданно, во время выступления, на сцену поднялся колхозник и попросил виолончель Ростроповича замолчать.
«Баян не слышно» — пояснил мужик…
Умирающий лебедь.
В 1990 году Ростроповича пригласили выступать на юбилейном концерте известного скрипача Айзека Стерна.
Маэстро тут же придумал шутку: запретил говорить, что он-таки приедет на концерт и велел заказать балетную пачку, пуанты 43 размера и диадему.
Никто не знал, что будет, но организаторы догадывались — готовится какой-то сюр. Начался концерт. Собралась почтенная публика, цвет американской интеллигенции, бриллианты, смокинги…
На сцене ведущий произносит проникновенную речь о знакомстве юбиляра Айзека и супруги, раздается музыкальное выступление произведения Камиля Сен-Санса «Лебедь», и…
Тут же на сцену выплывает «лебедь» — Мстислав Ростропович в белой пачке, семеня огромными пуантами, взмахивает руками наподобие Плисецкой.
Зал обескураженно молчит. И пока Ростропович, усевшись, не заиграл на виолончели, никто не понял, что происходит.
Это было самое яркое выступление Ростроповича, признавалась Вишневская.
Гость затмил юбиляра, Айзек потом долго обижался на друга.
«Конечно, ему было обидно: 70 лет исполнилось ему — и не его портрет повсюду, а мой, в образе «умирающего лебедя», — смеялся Мстислав Ростропович.
А вы слушали божественное выступление великого советского маэстро?
Если нет, то рекомендую, сегодня же!