Найти тему
Ира Воскресенская

Смешные выходки Мстислава Ростроповича

Великий Ростропович был тот еще шутник.

Казалось, всю свою жизнь он прожил играючи, шутя.

Но назвать его судьбу легкой нельзя — талантливых, с чувством собственного достоинства людей в СССР не любили.

Он был дружен с опальным Бродским, подписывал вместе с другими деятелями советской науки и культуры обращения в Верховный совет СССР об амнистии политзаключенных и отмене смертной казни.

После этого Ростроповича уволили из Большого театра. Без работы и средств он уехал в Америку, и естественно, такого редкого самородка американцы носили на руках. А вот в Союзе за это его лишили гражданства. Как в то время могло быть иначе? Ведь он считался предателем...

И только спустя 16 лет ему вернули гражданство. Но не суть.

Ростропович умел и любил шутить — подчас остро и как-то по-еврейски тонко.

Любимая женщина.

Чего стоит его женитьба на Галине Вишневской! Мстиславу до того понравилась красавица-дива, что он совершенно безразлично отнесся к тому факту, что Галина замужем.

-2

Между прочим, я замужем! — предупредила его Вишневская.

— Между прочим, это мы еще поглядим! — заметил Ростропович.

Ему понадобилось всего четыре дня, чтобы завоевать певицу, и Галина сдалась под его обаянием…

Отношения с властью.

Как-то после успешных гастролей в США Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что большую часть гонорара он должен отдать в казну… Музыкант не стал спорить.

Он пошел и на все деньги купил антикварную вещь — прекрасную фарфоровую вазу и привез послу. Тот протянул руки, и… ваза полетела на пол. Музыкант поднял с пола один черепок и проронил: «Это — мое. Остальное — ваше».

Фурцева, советский министр культуры, однажды недовольно заметила Ростроповичу, что он укрывает у себя на даче Солженицына. И добавила, что за это музыкант лишается всех заграничных гастролей. На что тот ответил: «Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом — наказание».

-3

Высокая музыка и простые колхозники.

Как-то Ростропович должен был играть в сибирской деревне, где было только одно расстроенное пианино. А без него никак — нужен аккомпанемент под виолончель. Музыкант выкрутился — он взялся выступать под аккомпанемент баяна.

Неожиданно, во время выступления, на сцену поднялся колхозник и попросил виолончель Ростроповича замолчать.

«Баян не слышно» — пояснил мужик…

Умирающий лебедь.

В 1990 году Ростроповича пригласили выступать на юбилейном концерте известного скрипача Айзека Стерна.

Маэстро тут же придумал шутку: запретил говорить, что он-таки приедет на концерт и велел заказать балетную пачку, пуанты 43 размера и диадему.

Никто не знал, что будет, но организаторы догадывались — готовится какой-то сюр. Начался концерт. Собралась почтенная публика, цвет американской интеллигенции, бриллианты, смокинги…

На сцене ведущий произносит проникновенную речь о знакомстве юбиляра Айзека и супруги, раздается музыкальное выступление произведения Камиля Сен-Санса «Лебедь», и…

Тут же на сцену выплывает «лебедь» — Мстислав Ростропович в белой пачке, семеня огромными пуантами, взмахивает руками наподобие Плисецкой.

Зал обескураженно молчит. И пока Ростропович, усевшись, не заиграл на виолончели, никто не понял, что происходит.

-4

Это было самое яркое выступление Ростроповича, признавалась Вишневская.

Гость затмил юбиляра, Айзек потом долго обижался на друга.

«Конечно, ему было обидно: 70 лет исполнилось ему — и не его портрет повсюду, а мой, в образе «умирающего лебедя», — смеялся Мстислав Ростропович.

А вы слушали божественное выступление великого советского маэстро?

Если нет, то рекомендую, сегодня же!