Найти тему
ПАНТОГРАФ

Немного о высоковольтной трамвайной розетке

Оговорюсь сразу, речь о трамвайном вагоне модели Т-3, хотя подобные розетки - скворечники устанавливались еще на отдельных вагонах производства отечественного "Уралтрансмаш".

Трамвайные вагоны Т-3 с заводскими розетками высокого напряжения в виде коробочек-"скворечников", Одесса
Трамвайные вагоны Т-3 с заводскими розетками высокого напряжения в виде коробочек-"скворечников", Одесса
В передней части вагона Т-3 заводская розетка высокого напряжения в виде коробочки-"скворечника", Тула, фото автора
В передней части вагона Т-3 заводская розетка высокого напряжения в виде коробочки-"скворечника", Тула, фото автора

Трамвайные вагоны серии Т-3 могли работать по системе многих единиц, максимальное количество вагонов в поезде составляло три. Трехвагонные составы в разное время работали в некоторых городах бывшего СССР - Москве, Киеве, Туле, Одессе и т.п. Но в основном трамвайные поезда из вагонов Т-3 формировались двухвагонными.

В передней части вагона Т-3  розетка высокого напряжения, установленная в Москве взамен штатной,   Тула, фото автора
В передней части вагона Т-3 розетка высокого напряжения, установленная в Москве взамен штатной, Тула, фото автора

В Чехии, Словакии питание от контактной сети получали оба вагона отдельно, токоприемники были подняты на всех вагонах системы, при этом подача была независимой. Из первого вагона на второй подавились лишь команды управления, так называемые низковольтные цепи. По высокому напряжению вагоны не были связаны между собой.

Трамвайный вагон Т-3 с розетками без коробочек, установленными в процессе эксплуатации силами депо, Тула, фото автора
Трамвайный вагон Т-3 с розетками без коробочек, установленными в процессе эксплуатации силами депо, Тула, фото автора

В СССР же со временем пришли к тому, что питание от контактной сети получал лишь один вагон двухвагонной системы, как правило, первый, а для питания второго вагона перебрасывался кабель между вагонами. Первоначально такие доработки вагонов проводились силами депо, которые устанавливали розетки высокого напряжения и вели высоковольтный кабель по крыше вагона. Но с 1977 года пошли серии вагонов, где это уже было заложено в конструкцию и такие трамваи выпускались серийно. При этом вся конструкция была запрятана в коробочку на крыше вагона спереди и сзади, которую неофициально прозвали "скворечник".

Т-3 в Праге, высоковольтные розетки отсутствуют, питание получают от контактной сети оба вагона автономно, фото https://transphoto.org/photo/925404/?&lang=en, автор jnd
Т-3 в Праге, высоковольтные розетки отсутствуют, питание получают от контактной сети оба вагона автономно, фото https://transphoto.org/photo/925404/?&lang=en, автор jnd

Скворечники успели получить последние двухдверные вагоны, предназначенные для поставки в СССР, а трехдверные вагоны модели Т-3SU комплектовались ими до окончания выпуска модели. В ходе эксплуатации нередко были случаи демонтажа розеток спереди первого вагона или сзади второго, на втором вагоне мог быть ликвидирован на крыше высоковольтный кабель, ведущий в заднюю часть трамвая. Кроме того, крышки коробочек-"скворечников" могли быть демонтированы. Нередки были случаи, когда заводские розетки вместе со "скворечниками" демонтировались и устанавливались розетки иной конструкции.

Разьем на "скворечнике", источник фото  https://www.drive2.ru/b/528945083504920631/
Разьем на "скворечнике", источник фото https://www.drive2.ru/b/528945083504920631/

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора. из коллекции автора и свободного доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Двойной стандарт в отношении к "Татре" и КТМ. Мнение читателя

Что роднит между собой Тулу и Донецк?

Транспорт России. Трамвай древней Коломны.

-7

#трамвай #трамваи #чешский трамвай #интересные факты #транспорт

#городской транспорт #общественный транспорт #вагоны #электротранспорт #подвижной состав