В первой части своей статьи я начал обсуждение биографии Горбага с его встречи с орками Шаграта и обнаружения Фродо. Здесь же мне бы хотелось закончить её на его беседе с его напарником и смерти и рассказать о его происхождении, оружии и других именах.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".
Беседа с Шагратом.
Когда же военачальники отпустили парней вперёд, то сами устроились в том месте. Горбаг пожаловался Шаграту на свою службу назгул, говоря, будто вести до них долетают, точно птицы, но он никогда не интересовался, как именно, добавив, что до сих пор все поджилки трясутся от Кольцепризраков: вытаращится на него — кажется, словно кожу сдирает, хотя признал, что Саурон в них души не чает и считает их своими любимчиками, подытожив: служба в Минас Моргуле не сахар.
В разговоре Горбаг предложил Шаграту, будь его воля, махнуть рукой на всех назгул и Саурона после войны и осесть в каком-нибудь тёплом местечке с десятком-другим надёжных парней, где полно лёгкой добычи и начальники не донимают. Правда, он признал, что пока рассчитывать на это не приходится, добавив, будто иногда сам Чёрный Властелин «даёт маху» с чужаком, просочившемся через хребет, и заявил, что «бедными уруками» все щели закрывают, а благодарности — никакой.
Узнав от Шаграта о приказе и о тревоге Стражей, Горбаг помрачнел и заявил, что что-то здесь не так, ведь его и парней послали на Ступени только через день после известия о лазутчике, так что, по его словам, от них в Лугбурц не поступило никаких докладов, ибо хватало других дел: Великий Сигнал и поход Короля-Чародея на Гондор. Кроме того, он добавил, что до Барад Дура теперь, как ему говорили, не достучишься.
Горбаг предположил, что враги «под шумок» пробрались на Лестницу, спросив, куда глядит Шаграт, у которого приказ гласит нести особую стражу, что бы не случилось, а не «дрыхнуть с утра до вечера». Но после «потехи», о чём заявил ему его собеседник, он переспросил его и получил рассказ о Голлуме и Шелоб.
Тогда Горбаг с негодованием заявил, что «тип», который ушёл от Шелоб, давным-давно поднялся по Лестнице, перерезав паутину, и вышел целёхонек. Отвечая на реплику Шаграта о том, что паучиха не могла его не съесть, он заметил, что даже если бы пленник и был один, то тварь утащила бы его в свою кладовую, где бы тот и лежал сейчас, но, по его словам, лазутчик пришёл с приятелем.
Горбаг обосновал своё предположение тем, что кто-то должен был перерезать верёвки на Фродо и ранить Шелоб, подытожив: где-то неподалёку бродит бунтовщик, который не проникал сюда со времён Великой Осады, а на вопрос Шаграта, кем же тот может быть, ответил, будто эльфийский богатырь с мечом и с топором, разгуливающий по участку, вверенному его собеседнику.
Когда же Шаграт начал разговор о пленнике, то Горбаг сразу предупредил его о том, что, если дело дойдёт до забав, они с парнями «тоже хотят», но командир озвучил ему приказ Саурона о неприкосновенности особы пленника. Тогда его собеседник спросил, относятся ли ногти, зубы и волосы к тем вещам, которые нужно снять с лазутчика, на что получил резкий отпор: шпион должен быть доставлен в Лугбурц в целости и сохранности.
Горбаг, хохотнув, назвал это «задачкой не из лёгких», спросив, почему Барад Дуру не хватает собственных «выгребных ям» с мертвецами. На это Шаграт, рассвирепев, ответил, что пленник не мёртв, а жив, так как Шелоб только ужалила его, уточнив: никаких «развлечений» с пленником. Тогда его собеседник заявил, что в таком случае хотелось бы изловить большого, который ещё на свободе, ведь «котёнка они поймали, а кошка пока гуляет».
Стычка с Шагратом и смерть.
Когда Горбаг увидел митрильную кольчугу Фродо, то решился присвоить её себе. Шаграту это не понравилось, в результате чего разразилась ссора, переросшая в драку. Командиру отдельной части орков Минас Моргула удалось ранить своего противника, хотя тот, как ему казалось, сумел придушить его.
После же того как Шаграт не смог догнать Снагу, который вывел его из себя, один из кучи трупов около него зашевелился и попытался было убить его копьём, но в последний миг зашипел то ли от боли, то ли от ненависти. Этим мастерски воспользовался его противник, вонзив кинжал ему в горло и яростно кромсая тело своего напарника, пока не удовлетворился.
Описание
Горбаг, как и Шаграт, Углук, Азог и Больг, был одним из уруков [«Полное руководство по Средиземью», «Статья «У»]. Под его началом находилось десять мечей и ещё тридцать в запасе [«История Средиземья, том VIII», «Кирит Унгол: Выбор мастера Сэмуайза»]. Он сражался копьём с широким плоским наконечником, древко которого оказалось расщеплено из-за стычки с другими орками.
Другие имена
Помимо имени «Горбаг», этот персонаж носил и другие:
Заглун. Самое раннее имя Горбага, которое фигурирует в набросках к «Властелину Колец» [«История Средиземья, том VIII», «Кирит Унгол: примечание 46»].
Йагул. Промежуточный вариант имени капитана отдельной части орков Минас Моргула, который впоследствии был изменён на «Горбаг» [«История Средиземья, том VIII», «Кирит Унгол»].
Источники
1. «Приложения» — Дж. Толкин: «Приложение Б».
2. «Полное руководство по Средиземью» — Роберт Фостер: «Статья «У».
3. «История Средиземья, том VIII» — Дж. Толкин: «Кирит Унгол».
4. «Властелин Колец» — Дж. Толкин: «Две Башни», «Возвращение короля».
5. Все фото взяты из открытых источников.
#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец