Найти в Дзене
Ольга Краева

ДВА КОЛМАНА

В ХIХ веке жили два Сэмюэля Колмана, два художника, один – британец, другой – американец. Причём оба, в основном, писали пейзажи и были романтиками. Правда, первый больше полагался на свою фантазию, а второй – на окружающую реальность. Картины британца интереснее поэтому, пожалуй, ограничусь его творчеством. Сэмюэль Колман родился в 1780 году и принадлежал к так называемой «Бристольской школе». Правда, эта самая школа состояла из полудюжины неизвестных художников и проявляла активность только в 1820-е гг. Среди них Колман выделялся тем, что пристрастился к изображению сцен-катастроф на библейские сюжеты. В «Исходе Израиля из Египта» 1830 года художник проиллюстрировал эпизод из Библии, когда фараон во главе своей армии погнался за бежавшими из египетского рабства израильтянами, однако по воле Бога воды Красного мора сначала расступились перед беглецами, а потом сомкнулись, уничтожив египтян. Под воздействием золотых божественных лучей тёмно-зелёные волны вздымаются, образуя огромную

В ХIХ веке жили два Сэмюэля Колмана, два художника, один – британец, другой – американец. Причём оба, в основном, писали пейзажи и были романтиками. Правда, первый больше полагался на свою фантазию, а второй – на окружающую реальность. Картины британца интереснее поэтому, пожалуй, ограничусь его творчеством. Сэмюэль Колман родился в 1780 году и принадлежал к так называемой «Бристольской школе». Правда, эта самая школа состояла из полудюжины неизвестных художников и проявляла активность только в 1820-е гг. Среди них Колман выделялся тем, что пристрастился к изображению сцен-катастроф на библейские сюжеты.

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Исход Израиля из Египта, 1830 г.
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Исход Израиля из Египта, 1830 г.

В «Исходе Израиля из Египта» 1830 года художник проиллюстрировал эпизод из Библии, когда фараон во главе своей армии погнался за бежавшими из египетского рабства израильтянами, однако по воле Бога воды Красного мора сначала расступились перед беглецами, а потом сомкнулись, уничтожив египтян. Под воздействием золотых божественных лучей тёмно-зелёные волны вздымаются, образуя огромную воронку, увлекающую за собой тела солдат, лошадей и обломки колесниц. Эта красочная картина явно удалась Колману.

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Разрушение Храма, 1830-1840 гг.
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Разрушение Храма, 1830-1840 гг.

Гораздо страшнее, на мой взгляд, выглядит «Разрушение Храма» 1830-1840 гг. Предположительно, речь идёт о древнем Иерусалимском храме, хотя сохранившиеся остатки стен справа говорят в пользу, скорее, средневековой готической церкви. В алом зареве на заднем плане видны его летящие во все стороны, словно под воздействием взрыва, обломки мраморных колон, в то время как жалкие фигурки людей напрасно стараются защититься от них. В том же духе написаны и его другие картины с подобным сюжетом, например, «На грани судьбы», где Колман показал величайшую из катастроф: разрушение мира, или «Сатана на троне в аду» (даже не буду описывать её, одного названия достаточно). Пожалуй, внимания заслуживает только «Скала спасения».

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Скала спасения, 1837 г.
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Скала спасения, 1837 г.

Здесь художник изобразил реальный морской пейзаж. Тёмно-синий цвет моря очень красиво сочетается с палевым закатным небом и такого же цвета «дорожкой» на волнах. Вносит нотку беспокойства в картину только чёрный дым за морской скалой, возможно, от сгоревшего корабля. Отсюда и название картины. Оригинально также смотрится закатное солнце одновременно с восходящей луной.

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Романтический пейзаж с прибытием царицы Савской
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Романтический пейзаж с прибытием царицы Савской

Впрочем, хватит катастроф и ужасов, ведь Колман ещё писал спокойные, мирные пейзажи. Такие, как «Романтический пейзаж с прибытием царицы Савской». Своей яркой и сочной палитрой полотно напоминает «Исход Израиля из Египта». В Библии есть рассказ о том, как владычица африканской страны, до которой дошли слухи о мудрости и богатстве Соломона, отправилась в Израиль, чтобы всё увидеть собственными глазами. Художник изобразил дорогу вокруг гавани с кораблями, по которой тянется длинная процессия прибывших гостей. Вероятно, они идут с дарами к дворцу Соломона. Лесистые горы на горизонте, зеркальная гладь воды, деревья и цветы на переднем плане между античными постройками – всё это создаёт просто сказочную атмосферу.

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Храм Флоры
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Храм Флоры

Но, пожалуй, самое изящное полотно у Колмана – это «Храм Флоры». Храм тут действительно есть, вдали слева, на высоком холме. А на переднем плане – храм самой природы. Листья высоких тонких деревьев, между которыми бежит небольшая речка с арочным мостиком, кажутся просто ажурными. Романтичности пейзажу придаёт и розовато-голубая дымка на горизонте.

Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Свидание
Сэмюэль Колман (1780 – 1845). Свидание

И, наконец, моя самая любимая картина – «Свидание». Лунная ночь, девушка стоит у изгороди в саду своего дома и беседует с мужчиной в чёрном цилиндре и крылатке, который виден только со спины. Судя по всему, у неё свидание с любимым. Довольно часто встречающийся у английских художников сюжет. Но какой же завораживающий пейзаж вокруг влюблённых! Здесь и любимые Колманом «ажурные» деревья, и стройные, как стрелы, тополя, и мальвы в саду. А ещё постройки в готическом стиле и озеро на дальнем плане с отражённой луной. Кажется, будто последние пейзажи и картины-катастрофы писали разные художники. Недаром работы Колмана-британца часто приписывают Колману-американцу и наоборот. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что полотна британца похожи на готические романы, которые так любили читать в ХIХ веке. Иногда страшные и всегда захватывающие.