Найти тему
Елена Чудинова

О проблемах национализма 3. (феномен Польши)

Оговорюсь: в данном случае я не обобщаю, а говорю о явлении внутри нации, но не о нации как таковой. Речь ведь на сей раз о реальной нации, а не о фантомной. И ведь казалось бы, всё необходимое при ней, при этой нации: собственная история, язык, литература, собственный феодальный период... Понятно также, почему самосознание народа пошло по националистическому руслу: в последние несколько веков нарисовались все фактические предпосылки к именно охранительству. Непонятно мне только одно: почему польский национализм - так нездоров?

Признаки такого нездоровья во многом сходны с украинскими. Но повторимся. Прежде всего - польский национализм удобряется ненавистью. И тоже к нам, вот ведь странность. Да-да, мы понимаем: три раздела Польши. (А могло бы быть и четыре, Грозный не захотел заморачиваться, а ведь еще ему предлагали уважаемые западные партнеры). Очень обидно, да. Только мы-то почему не скрипим зубами в рассуждении всех Дмитриев Самозванцев? Или Смутное время было меньшей досадой? Читайте историю. О Смутном времени мы при этом помним. Но, вспоминая его, нормальный русский человек не пышет злобой на уже давно мертвых врагов, но восхищается бессмертными Пожарским, Мининым, Скопиным-Шуйским... Это немножко иной взгляд на предмет.

Но на этом сходство с украинцами завершается, одно то, что начинается, их в чем-то даже "превосходит".

Многие очень восхищаются непреклонным католичеством поляков. Оно бы, конечно, хорошо, только иерархия предметов перевернута. Для христианина - Небесное Отечество выше земного. У поляка католичество скорее - маркер польскости. Поляк, если он поляк, должен быть католик, да. (Кому должен, у кого занимал?) Заявка жесткая, но сейчас мы ее обоснуем.

Польша - единственная в мире страна, в национальном гимне которой позиционируется верность главе отнюдь не Польши. (Такого даже у украинцев нет).

Przejdziem Wisłę, przejdziem Wartę,

Będziem Polakami.

Dał nam przykład Bonaparte,

Jak zwyciężać mamy.

И это не пустые слова. Небольшой исторический экскурс. 1808 год. Гигантская армия безбожников (в ту пору было очень необычным, чтобы у европейской армии не имелось полковых священников, но бонапартистам они без надобности) вторгается в католическую Испанию. Генерал Бенито Сан Хуан держит горный перевал у деревни Сомосьерра. Сильная позиция. Крутая дорога через ущелье. Генерал приказывает обстреливать ее с четырех позиций из 16 орудий. Но Бонапарт посылает польских улан. Эти храбрецы, с огромными потерями, совершают прорыв. Случайно выживших Бонапарт награждает и называет "лучшей кавалерией". Любопытно, чем награждает, я не нашла. Подошел бы орден Иуды, учрежденный для подобных им Петром Великим. Почему?

А во имя чего геройствовали поляки? Разве их сердца не горят за святую идею национальной свободы? Почему же они шли с агрессором в свободную страну? А главное, важнее свободы - почему католик воевал католика, вымащивая дорогу безбожнику?

«Вперёд, sукины дети! На вас смотрит император!» Как мило.
«Вперёд, sукины дети! На вас смотрит император!» Как мило.

Испанское монашество Бонапарт сократил на две трети. Кого пулями, кого саблями, кого просто живьем в колодец. Вырезали целые деревни, не желавшие склонить головы перед революционной нечистью. Ну и кто тут - католик, а кто - слуга антихристов?

Мне справедливо скажут - дело давнее, нет ни одной нации, которая бы без греха. Думаете, я не соглашусь? Соглашусь. Только история-то немножечко не завершена.

Niejeden z nich dostał i padł.
Jak ci z Samosierry szaleńcy (Ринулись сквозь огонь, падая, как те смельчаки с Самосьеры).

Эта популярная ныне песня написана в середине ХХ века. Она о современных военных событиях, но какова отсылка!

Ох, сколько же их, картин на тему...
Ох, сколько же их, картин на тему...

Pod prąd wąwozem w twarz ognistym wiatrom

Po końskie brzuchy w nurt płynącej lawy
Prze szwoleżerów łatwopalny szwadron
Gardła armatnie kolanami dławić
W mokry mrok topi głowy szwoleżerów
Deszcz gliny, ziemi i rozbitej skały
Ci, co polegną - pójdą w bohatery
Ci, co przeżyją - pójdą w generały

Течением ущелья в лицо огненным ветрам
Конские брюха плывут в потоках лавы
Зажигательный эскадрон легких кавалеристов
Несется затыкать копытами жерла пушек.
Тонут головы кавалеристов в мокром тумане
В дожде из глины, земли и разбитых скал.
Погибшие – станут героями
Выжившие – станут генералами.

Бард Яцек Качмарский (1957-2004). На странице naiwen в ЖЖ, откуда приведен перевод, вроде бы выражено мнение, что автор сомневался в целосообразности уланского героизма. Я прочла текст внимательно, но подобного впечатления не сложилось.

Уж довольно цитат, но на меня производит столь же странное впечатление и "Катехизис польского ребенка", особенно "Во что веруешь? - В Польшу верую". Господь в этом странном стишке не упоминается вовсе. Да и вообще - какие еще катехизисы нужны христианину, кроме настоящего, об основах Веры?

Ничто не противоречит католическому духу в большей степени, чем местечковость, приоритет национального над религиозным.

Много, очень много странного в польском национализме. В одну статью не уложилось. Объяснения странностей у меня нет. Поэтому завершим цитатой из классика.

"Было приказано отыскать брод и перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли будет ему переплыть со своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, что б ему позволили переплыть реку на глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.

Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер со счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал «Виват!» - и, скомандовав уланам идти за собой, дал шпоры лошади и поскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь в глубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине течения. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, который сидел на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда возвратившийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание…
Человек сорок улан утонуло в реке….»

Пересекается с цитатой под картинкой выше, не так ли? И немножко вот с этим вот:

-4

изображения из открытого доступа