Трактат о режиссёрах и актёрах.
Что происходит?! Живое, творческое мышление настоящего художника вытекает из голов деятелей нашего кинематографа вместе с симптомами О.Р.З.?
На днях я провёл не большой сравнительный анализ нашумевших Российских фильмов последнего десятилетия с выдающимися Советскими картинами и шедеврами Голливуда, а также просмотрел мнения различных кинокритиков, не зависимых экспертов кино и просто ужаснулся!
Уровень профессионализма и грамотности при создании большинства наших современных лент скатился в жалкое подобие эпического кино Индийского Болливуда середины XX века. И если современное Индийское кино хоть как то пытается прогрессировать, то наше самозабвенно стремится к дегродации. И я уже не беру в пример тех драматургов, что клепают свои удивительные сценарии, я в первую очередь обращаюсь к главным действующих лицам производства кино, это режиссёрам и актёрам.
Режиссёр решает, что и как он хочет воплотить на экране, а актёр собственно и занимается этим воплощением. Так в чём же причины такого бездумного отбора материала и бездарнсти его постановки? Господа режиссёры, ну например таких фильмов как «Т 34», «Сталинград» и подобных, «Женщины против мужчин» «Яйца судьбы», «Горько» и схожих с ними, разных ремейков «Кавказской пленницы», «Джентельменов удачи», «Иронии судьбы» и т.д. . Вы же позаканчивали самые топовые театральные вузы с красными дипломами, вас со школьной скамьи уже наверное считали гениями, вы же считаетесь высшей творческой интеллигенцией и золотыми львами богемных тусовок, в вас вливаются денежные реки всевозможных инвестиций и датаций, но вы совершенно позабыли о фундаментальных принципах создания произведений искусства. Впечатление такое, что взявшись за постановку фильма, эти режиссёры даже не пытаются как то разобрать литературный материал, проанализировать его: вычленить тему и идею, определить сверхзадачу, установит сквозное действие, построить режиссёрскую композицию, наметить характеры персонажей. Но даже это не главное, главное у режиссёра его замысел в котором он уже понимает, ради чего он это делает и видит будущее образное и художественное решение своей постановки. Но что бы этот замысел был по-настоящему талантливым и интересным, от режиссёра требуется максимум знаний, навыков, умений и усердия. В первую очередь художник должен обладать большим кругозором, много читать и узнавать новое и не только в области наук и искусств , но и в самой жизни. За плечами режиссёра должен быть как можно больший багаж пережитого, от смерти до жизни, от падений до взлётов, это будет наполнять его богатством фантазии, остротой мысли и чувством юмора, палитрой эмоций. Режиссёр должен досконально изучит ту тему, на основе которой он берётся за производство ленты, дневать и ночевать в архивах, изучать различные документы, статьи и публикации специалистов, интервьюировать участников тех или иных событий, знакомится с биографиями и мемуарами сопричастных к интересующим событиям лиц ит.д. и т.п. Только тогда он может браться за перенос своего идейного замысла, в какие- то зримые черты. А что мы видим у вышеупомянутых режиссёров, примитивный сюжет, вытекающий из примитивного замысла, а он, в свою очередь, не смотря на их вышколенное образование, произрастает из нехватки простого житейского опыта и широты познаний окружающего мира. Хорошие родители, сладкое детство, образцовая школа, материальное благополучие и элитный университет ещё не делают из талантливого человека гениального художника. Простой фингал под глаз от шпаны в подворётне, даже он мог бы уже значительно увеличить гамму впечатлений и глубину мыслей творца, являлся бы словно вишенкой на торте счастливой жизни. И вершиной всего недопроцесса творчества горе режиссёров: превращение кинопроизводства в фабричный конвейер с жаждой большой, скорейшей выгоды, лень, алчность, присыщенность. Какой творческий посыл может дать такой режиссёр своему актёру? Да никакого, только клише кривляний эмоциями, телом и лицом во имя обещанного гонорара.
Как известно, каждый актёр должен быть не много режиссёром, но это только тот актёр, который умеет думать. Актёр, который отключает сознание и слепо копирует штампы, не может являться актёром, какой бы известный он не был и сколько бы за это он не получал.
Можно ещё понять не известных актёров, которые что бы прожить, готовы сниматься в полной безвкусице и похабщине, но когда именитые актёры, в том числе заслуженные и народные пачкаются в абсолютной бездарщине, хочется их спросить: «Вам что, всё славы и денег мало? Ещё попиарится и хайпануть захотели? Срубить мешок денег на халяву…!?» , тогда возникает ещё один вопрос: «А являетесь ли вы на самом деле такими уж выдающимися актёрами, каковыми казались раньше, или всё это лишь навязанный нам обман зрения?». Когда смотришь на большинство из них в современных фильмах, разбиваешься как корабль о скалы, об пустоту их глаз. Какая работа над ролью? Какая биография роли? Какая партитура роли, сквозное действие и сверх задача? Какие ещё театральные системы? Спросят они меня. Есть съёмочный день, есть ставка за него, есть сумасшедшая оплата за переработку, есть незатейливый сюжетец, есть узковидящий режиссёр, а главное, есть статусный продюсер, есть куча спонсоров и огромные бабки, значит успех фильму гарантирован, и следовательно популярность и богатство актёров. Так чего им напрягаться? Зачем вникать в суть произведения, зачем изучать своего персонажа, зачем работать над созданием образа, когда можно выйти на площадку и скорчить рожицу так в нужный момент, как это захочет режиссёр. Дурак – кривляется лицом, а артист – вальсирует душой и эта грань у нынешних артистов, по-моему, очень быстро стирается, ибо все те интеллектуальные и эстетические требования которые выдвигаются к режиссёрам, в не меньшей степени выдвигаются и к артистам, но сложный и тернистый путь познания становится всё менее популярным в наши дни. Вот и штампуют свои низкосортные кинооперетки эти деятели «важнейшего из искусств».
Естественно мне можно возразить: «отрицая, предлагай», и я с этим полностью согласен! Я без страха возьмусь за производство кино, на тех основах, которых считаю необходимыми. Но, с моей стороны тогда будет уместно одно условие, а именно: конкурс для зрительского суда и не зависимых экспертов, при этом имеем совершенно одинаковое финансирование и административный ресурсы для съёмки фильма с любыми другим режиссёром. И тогда, по итогам разных мнений станет понятно, кто был прав, а кто слепо заблуждался.