Здесь я привожу нечто, вроде интервью с разными людьми – обычными нашими гражданами, знакомыми и не знакомыми, и даже обрывки случайно услышанных разговоров. Насколько же различное у нас отношение к происходящему – это даже не два противоположных лагеря – это всеобщая разобщённость. Как в физике - бродят вокруг никак не связанные друг с другом частицы, иногда соприкасаются – но результат этих соприкосновений не предсказуем. И всё же среди хаоса можно отследить основное - не общее, но явно преобладающее – что именно, думаю, не трудно будет догадаться.
Информацию я собирала несколько последних дней – было интересно, что на самом деле думают люди – не в интернете, а просто на улице, во дворе, в магазине. Реальные живые люди – жители нашего города. Привожу практически дословные высказывания:
Молодая женщина: «- Я не хочу об этом говорить, не хочу думать, не хочу слышать! В жизни и без того много проблем и всякого негатива. Сейчас надо жить одним днём!».
Дедушка на рынке: «- Вот, сейчас «там» всех освободят, американцев пошлём на …, у олигархов всё отнимут, национализируют, свои предприятия будут работать – и заживём!»
Пожилая женщина: «- Мало нам было ковида! Теперь ещё страшнее – сколько можно людям терпеть?!»
Из разговора двух женщин среднего возраста: «- Сыну на заводе зарплату перестали платить – дают только небольшой аванс, да обещаниями кормят! Комплектующих импортных нет – их из Америки поставляли. А раньше хорошо зарабатывал!»
Старушка: «- Да будь они прокляты (наша власть)! Им ни черта не сделается – а народу горе!»
Женщина средних лет: «- А я живу, как будто ничего не случилось – и не переживаю. Как-нибудь всё образуется! Не хочу думать о плохом!»
Пожилая женщина: «- Ну, они, наверно, знают, что делают (правительство)!»
Мужчина средних лет: «- Всё из-за одного … (про «царя»)! Что ему не хватало? У себя в стране надо порядок наводить!» (далее мат)
Старая дама: «- У меня хорошая пенсия – могла купить себе вкусную еду, вещи, поехать отдыхать. Всю жизнь работала - думала, хоть сколько-то поживу в удовольствие – а тут такое! Всё дорожает не по дням, а по часам, теперь опять начнутся талоны, дефицит – может, ещё и пенсию выдавать перестанут, как это уже было в девяностых?»
Молодой человек: «- Учился отлично – светила возможность продолжить образование за рубежом. Была мечта – а теперь п…ц!»
Два шумных молодых человека с пивом: «- Бей хохлов! За наших!»
Продавец на рынке (горестно): «-Надоело! Сколько бед нам ещё терпеть?!»
Молоденькие девушки: «- Хи-хи! А нам всё пофиг!»
Старая интеллигентная женщина: «- Они будут нас ненавидеть (о беженцах и жителях Украины). Мы жили не очень хорошо – но как-то жили, что-то делали, что-то планировали – а сейчас всё это пойдёт прахом. Они тоже жили – пусть так же не хорошо – но жили и тоже имели какие-то планы – и тут их пришли «освобождать»! Разрушили дома, разрушили жизнь – мне страшно представить себя на их месте. Они приезжают сюда с ненавистью в сердце – конечно, они об этом не говорят – но я бы на их месте ненавидела таких «освободителей!»
Человек с Луганска о жизни до «события»: «- Не знаю – где-то на окраинах вроде постреливали с обеих сторон – но у нас в городе давно уже было спокойно. С 16 года ничего страшного не происходило.»
Беженка: «- После Крыма – да, было страшно – а потом стихло. Что там, кто и почему так решили – не знаю, не могу сказать.»
Старая женщина: «- Не знаю, что будет с лекарством, которое мне постоянно пить нужно – сейчас пропало. Я на месяц запаслась – и то уже по дорогой цене – а как дальше?»
Два деда во дворе на лавочке: «- Вот американцы теперь попляшут – будут знать, как к нам лезть! Молодец президент!»
Старичок возле магазина: «- Да, чтоб он с…х! (о «царе»)
Две немолодые женщины в магазине: «- Уроды проклятые! (о правительстве)»
Женщина среднего возраста: «- А я думаю, что всё наладится!»
Ещё одна женщина: «- Ну, мы же не знаем всех «закулисных» политических дел и ничего в этом не понимаем. Наверно, так было надо!»
Мужчина: «- Да кто его знает? Хрен пойми – что правильно, что неправильно!»
Немолодая женщина: «- Я спать не могу с тех пор, как это случилось! Ничего хорошего уже не будет!»
Спросила дочку, что думает её свекровь:
- «Конечно же то, что говорит телевизор!» - впрочем, относительно неё я даже не сомневалась.
Что думаю я сама – об этом не раз писала – но, если сформулировать одной фразой, как-то так:
«По воле одного человека и тех, кто не посмел ему возразить, разрушено множество судеб и уничтожено множество жизней – и с «той», и с этой стороны.»
Такие вот мнения. Кто-то старается не думать и «прячет голову в песок» - потому, что страшно. Потому, что отчаянно хочется сохранить привычную жизнь, хочется верить, что всё будет по-прежнему. Кто-то смотрит на всё с оптимизмом – «надежда умирает последней», а ещё существует спасительный русский «авось». Кто-то верит пропаганде. Потому, что привык верить – а вот думать, а тем более, глубоко копать – не привык. Есть и такое: «пусть они там, «наверху» всё решают – а моё дело маленькое!». Много и тех, кто в отчаянии от происходящего и в ожидании худшего. Ещё – красной нитью практически у всех – «мы ничего не можем сделать». Это, наверно, самое страшное. И это ведь не только о текущей ситуации – обо всём, что ей предшествовало. Сейчас уже действительно рискованно – диктатура восторжествовала в полной мере. И я не понимаю многих вещей, которые мы «проглотили» - например, что значит «разрешённый митинг»? Ну, типа – чтобы протестовать против правительства, надо на это получить разрешение правительства – что за бред? Я не знаю, почему у нас так – вот это всеобщее непротивление. Откуда оно? То ли со времён незабвенного Иосифа Виссарионовича, то ли ещё из глубокой древности, когда нормой было крепостное право? Какая-то патологическая, неизлечимая рабская привычка подчиняться и терпеть. Возможно, отсюда и все наши беды.