Найти в Дзене
Нихонские беседы

Аниме вдохновляет Голливуд

Оглавление

Японская мультипликация – это далеко не обязательно пучеглазые или голые персонажи, это зачастую самый настоящий сюжет со своей рисовкой, своими перипетиями, а, главное, со своей очень тонкой философией и идеей. Не верите?

А если вы узнаете, что режиссеры нашумевшей «Матрицы» Вачовски – вдохновились для создания своего шедевра именно аниме «Призрак в доспехах», сотканного режиссером Мамору Осиа по одноименной манге Масамуне Сиро? Или что и «Реквием по мечте», и «Черный лебедь» во многих чувственных и изобразительных образах – лишь калька «Истинной грусти» Сатоси Кона? Да что там, уверены ли вы, что было бы «Начало» Кристофера Нолана без «Паприки» всё того же гения Сатоси Кона? И в последнем речь идёт даже не об образах и эмоциях, а о канве самого сюжета и главной идее фильма, который так похож на аниме... Некоторые «киношедевры» – это очень неудачные пародии на весьма более интересные и «тонкие» аниме-тайтлы. К примеру, слишком голливудский «Тихоокеанский рубеж» – не более чем ужасная пародия на «Евангелион» Хидеаки Анно. Последнее аниме является настолько нашумевшим и по-своему гениальным, что по сей день вызывает либо бурные обсуждения, либо бурные споры, чего не скажешь про голливудский блокбастер, который выглядит на фоне аниме лишь издёвкой.

Сходство фильма «Реквием по мечте» и аниме «Истинная грусть»
Сходство фильма «Реквием по мечте» и аниме «Истинная грусть»

Философия «пучеглазых»

Многие люди совершенно разных поколений утверждают, что аниме – это японские мультики про пучеглазых девочек и магию. Некоторые идут дальше и описывают аниме как японские мультики для извращенцев. Что и говорить, если в самой стране восходящего солнца любителей аниме-тайтлов принято называть «отаку». Это весьма пренебрежительное обозначение, что-то вроде «задрот» или «хикикомори» (затворник). Также, нельзя забывать, что некоторые уникальные личности связывают аниме и убийства. Если вдруг какой-то школьник решил сделать что-то противоправное или, не дай бог, наложить на себя руки, то всегда найдётся депутат или пышная женщина, или пышная женщина-депутат, которые скажут, что всему две причины: игры и аниме.

Правда, говорить о том, что азиатская мультипликация не наполнена проходными и, мягко говоря, дерзкими и пошлыми экземплярами, конечно, нельзя. Существует огромное множество поджанров аниме для разного сегмента зрителей, ведь это целая индустрия. Правда, такое можно сказать практически о любом виде искусства, особенно, того, что на экране.

Полнометражные шедевры студии «Гибли» («Унесенные призраками», «Ходячий замок» и многие другие) даже самые закостенелые нелюбители «пучеглазых» всё равно как-то со скрипом, но признают. Потому что это целая эпоха, целая жизнь основателя и режиссера Хаяо Миядзаки, наполненная приятными зелено-голубыми цветами, большими идеями и вечным созиданием.

Фрагмент из «Унесенные призраками»
Фрагмент из «Унесенные призраками»

Ниже вашему вниманию представлены некоторые серьезные экземпляры японской мультипликации, которые подойдут для любого зрителя.

Ковбой Бибоп (реж. Синъитиро Ватанабэ).

На первый взгляд, это аниме про своего рода охотников за головами, но не в пейзажах Дикого Запада, а на космических межпланетных дорогах. Динамичный сюжет никого не заставит заскучать. Очень технично и реалистично нарисованные драки, перестрелки и харизма главных персонажей, среди которых нет «лишних» – будут держать ваше внимание до последней секунды. Собственно, когда вы за несколько серий привыкните к персонажам, тогда-то и начнете узнавать глубину этого нео-вестерна. Ведь на поверку окажется, что комедийные приключения авантюристов и их собаки – это очень сложная история со своим концом, для кого-то не самым радужным… Кстати, сцены из этого аниме были использованы в фильме «Бегущий по лезвию 2049».

Эрго Прокси (реж. Сюко Мурасэ, Акира Тоба, Кэи Цунэмацу и др.).

На экране вы увидите, в первую очередь, картинку «райского города» в большом разрушенном мире, в котором бок о бок живут человеческие существа и андроиды. И при всей структурности и проработанности «рая» вдруг обнаружится большая проблема… При таком скупом описании уже становится ясно, что в этом аниме-произведении вы не найдете комедийной динамичности, однако, если вы человек мыслящий и думающий, а еще лучше, если вы любитель Гёте, Ницше, Декарта, Юнга, то вам, вероятнее всего, доставит удовольствие просмотр. Диапазон вопросов в этом аниме невероятно широк от таких как: «кто есть человек?», «кто есть гражданин?» до таких как «что есть государство?», «что есть рай?». Конечно, данная тематика не нова, но, когда смотришь что-то подобное, важно ведь не новаторство, а идея и авторский стиль. И уж поверьте, если хоть немного отвлечься от просмотра, остальное окажется совсем не ясным…

Акира (реж. Кацухиро Отомо).

Совершенно самобытная научно-фантастическая история, главным вопросом которой является «готов ли человек, будучи тем, кем он есть, стать богом?». Вопрос довольно трудный, но разгадка лежит на поверхности. Главные герои – подростки, которые, как и все в их возрасте, испытывают самые разные чувства: соперничество, зависть, влюбленность. И в таком «хрупком» возрасте один из героев попадает в обстоятельства, в которых не должен был оказаться ни в коем случае, – он на какое-то время становится «богом». Между строк в таких историях всегда мелькают и иные идеи. Например, аниме отлично показывает влияние на мир войны, изменчивость политики, разрушительную силу науки и созидательную силу любви. История полнометражная и скучной не покажется уж точно.

Монстр (реж. Масаюки Кодзима, автор Наоки Урасава).

Данное аниме придется по душе самым терпеливым первооткрывателям мультипликации. Однако все 74 серии вас будут держать в напряжении. Оно и немудрено, ведь это очень детализированный психологический триллер с элементами детектива. Не раз и не два за время просмотра придется задуматься над тем: кто достоин спасения, а кто не достоин? Должны ли мы решать это? И, главное, какую моральную ответственность мы должны нести за то, что будем придерживаться принципа «все жизни равны»? И должны ли вообще… Важную роль в восприятии сюжета сыграет то, что он прорисован в реальных локациях Европы: город Дюссельдорф; Мюнхенский университет; Гейдельбергский замок; река Эльба; Прага, в то время ставшая столицей Чехии. Акцент на реалистичность сделан, думается, не просто так, а для того, чтобы плавно и неспешно раскрыть историю рождения ужаснейшего эксперимента – настоящего Монстра.

Оборотни (реж. Хироюка Окиура).

Нет-нет, данное полнометражное аниме не про людей, которые воют на луну и превращаются в чудовищных волков. Представьте себе альтернативную историю, в которой послевоенная Япония потерпела поражение не в битве с антигитлеровской коалицией, а непосредственно с Третьим рейхом. В такой стране, очевидно, появляется класс людей, который применяет весьма радикальные меры борьбы со сложившимся режимом. И в противовес таким людям государство создаёт специальный отряд безэмоциональных, отлично вооруженных «оборотней». Политика, обреченная любовь, двойные игры – это главные составляющие данного тайтла, который можно, наверное, очень вскользь сравнить с «Красной шапочкой». Сам образ того, как секундное сострадание «Красной шапочке» навсегда поменяет жизнь «Волка» – станет незабываемым для любого зрителя.

Фрагмент из аниме «Призрак в доспехах» 1995 года
Фрагмент из аниме «Призрак в доспехах» 1995 года

Как говорится, «о сколько нам открытий чудных» ещё приготовила и приготовит азиатская мультипликация. Данный список не является окончательным, он может и должен пополняться другими чудесными и занимательными историями. И прежде чем кто-то назовет искусство аниме «японскими мультиками про пучеглазых», следовало бы задуматься, не превращается ли он сам в русского «Человека в футляре»?

-4